Андрей Рабусов
11.03.2013
«Бывает такое, что гвоздик торчит в сцене и ты думаешь только о нём, как бы его забить»

Его Учителем с большой буквы стал Валерий Сербо, показавший Андрею идеалы, к которым нужно стремиться, книга, которую он прочитал давно и которая меняет Андрея только сейчас, «Just for fun» Линуса Торвальдса, а по дороге в университет он думает о том, что:
– Как можно ответить на этот вопрос, я не знаю. Думаю о том, как бы ответить, о чём я думаю.
– А если думать проще?
– Я не умею просто думать, может, в этом моя проблема. Нет такого навыка.

Он начал осваивать скрипку за компанию с младшим братом, когда ещё учился в пятом классе. Теперь Андрей учится на третьем курсе и играет на скрипке каждую субботу:
- Суббота — это святое, суббота — это день игры на инструменте.
- И ты весь день играешь?
- Нет, не весь день, — с сожалением отвечает Андрей. — У меня пары с утра.
Вопросы о том, как давно он играет, где выступает, сколько произведений сможет сыграть без нот, а сколько с нотами Андрей отметает сразу:
- Это всё не важно, если у тебя получается хорошо, ты можешь вообще играть полностью раздетым, если это действительно хорошо и как-то влияет на звук. Другое дело, на звук не сказывается то, что ты играешь в каком-то виде, в каком-то заведении…
Сначала он хотел получать музыкальное образование, а потом выступил на конференции по физике, выиграл областную олимпиаду и…
- На олимпиаду приехал один математик и один физик, они проводили собеседование в летнюю школу, — рассказывает Андрей. — Собственно, я попал в летнюю школу (летняя школа ФМШ, прим. ред.), приехал сюда, а когда приехал, уже знал, что останусь. Я особо и не выбирал, просто поехал в Новосибирск.
- А ты не жалеешь, что отказался от музыкального образования?
- Мне не нравится в скрипке одна очень важная деталь — люди. Когда я в музыкальной школе учился, попал в такую атмосферу, где все друг другу завидуют, ставят подножки, ругают друг друга… Мне вообще не нравятся случаи, когда приходится конкурировать. Может быть, из боязни проиграть.
- А как же олимпиады?
- На олимпиаду ты пришел, у тебя есть четыре часа и ты можешь сделать кучу ошибок. Но если ты их исправил, считай, что ошибок у тебя не было. В любом случае, в физике даже приветствуются ошибки. На скрипке каждая ошибка — это ошибка, ты её не можешь исправить. А ошибаюсь я часто.
После университета он хочет заниматься наукой, но:
- Я чувствую, что знаю очень мало. Не представляю, как можно освоить тот объем информации, который человечество выработало за XX век. За XIX вроде бы знаю, хотя, опять же, многие эффекты пока не могу объяснить.
Настоящий музыкант, считает Андрей, во время игры должен думать только об игре, а не о том, например, что нужно масло в машине поменять.
- О чём ты думаешь во время игры?
- А о чём угодно! Ну и об игре тоже. Бывает такое, что гвоздик торчит в сцене и ты думаешь только о нём, как бы его забить. А в это время пальцы сами что-то делают.

 

Текст: Евгения СОКОЛОВСКАЯ
Фото: Анастасия ФЕДОРОВА