Виталий Лихачев
10.12.2015
«Ребята, которые решали кейсы в любой сфере, "выстреливают" быстрее и эффективнее»

Кейс-клуб в НГУ появился недавно — в 2013 году. Тем не менее, он активно развивается и помогает студентам реализовывать себя в решении бизнес-задач. Студент четвёртого курса экономического факультета и координатор проекта Case Club NSU Виталий Лихачев рассказал о том, какие навыки развивает решение кейсов и о том, как подняться по карьерной лестнице уже в студенческие годы.

Виталий, мало кто знает про то, что в нашем университете существует кейс-клуб. И, скорее всего, мало кто знает, что вообще такое кейс. Что же это?
— Кейс – это некая задача, обычно имеющая бизнес-направленность. В кейсах нет чётко поставленных условий для решения, как, например, в математике или физике. В них всё немного иначе. Организаторы кейс-чемпионатов обычно стараются максимально приблизить кейсы к бизнес-задачам, то есть подробно описать ситуацию на рынке, ситуацию с компанией и её конкурентами. Ребята, решающие кейс, должны в команде придумать какие-то идеи, провести аналитику, проделать расчёты, которые позволят сделать этой компании некое предложение по решению её проблемы.
Одинаковых решений одного и того же кейса быть не может. Их может быть сотни и даже больше. То есть, кейс — это бизнес-проблема, которую нужно структурированно и полно решить.
Как проходят занятия?
― Обычно у нас проходят практические занятия. Мы даём ребятам мини-кейсы, предварительно переводя их  с английского на русский язык. Берем мы их из баз, купленных в интернете. Затем даём кейс паре ребят: один знает условия, другой – нет. Тот, у кого есть первоначальное условие проблемы, проговаривает его. Второй студент, решающий кейс, должен за ограниченное количество времени решить данную задачу максимально точным образом. Кроме того, он должен с помощью вопросов получить для себя важную информацию, которая поможет ему решить проблему.
Какой опыт получают участники клуба от решения кейсов?
― Есть несколько важных аспектов. Во-первых, это польза для резюме в виде призовых мест в престижных кейс-чемпионатах. Во-вторых, денежные призы. Обычно это повышенная стипендия от университета — наш университет поощряет ребят, которые успешно принимают участие в чемпионатах. Но самая важная вещь, которую даёт кейс-клуб — это опыт решения бизнес-задач. Когда ты учишься в университете, у тебя нет понимания того, как работают компании, однако при решении кейсов ты настолько глубоко «окунаешься» в проблему, что получаешь от этого незабываемый и очень полезный опыт. Ребята, которые решали кейсы в любой сфере, будь то бизнес или корпоративная карьера, «выстреливают» быстрее и эффективнее, потому что у них уже есть первоначальные задатки и опыт.
Какие существуют кейс-чемпионаты?
— На самом деле, их довольно много. У нас в России есть национальная лига кейсов, которая называется Changellenge. Это коммерческая организация, которая проводит чемпионаты различного уровня, начиная от «Cup Siberia» и «Cup Ural» и заканчивая «Cup Moscow» и «Cup Russia». Также бывают и международные чемпионаты, которые проводятся крупными компаниями вроде Unilever и KPMG. Такие компании работают в различных странах мира и заинтересованы в том, чтобы получить к себе на работу талантливых ребят. Для этого они организуют масштабные мероприятия по решению кейсов с финалами в Лондоне, Дубае и других крупных городах мира.
С какими организациями сотрудничает кейс-клуб?
— Мы сотрудничаем с национальной лигой кейсов Changellenge, они дают нам материалы, а мы готовим для их чемпионатов ребят, которые продвигают наш университет и клуб на очень высоком уровне. Помимо этого, есть ещё и крупные компании, заинтересованные в наборе лучших кандидатов к себе на работу, и, конечно, им нужны продвинутые «кейсеры». Также мы сотрудничаем с нашим карьерным проектом в НГУ — Future Professional. Через них у нас есть крепкие связи с крупными компаниями и предпринимателями, с которыми мы можем проводить в дальнейшем совместные мероприятия.
Наш клуб участвует в организации каких-либо соревнований?
― Кейс-клуб — это внутренняя организация университета, которая непосредственно готовит ребят к решению бизнес-задач, но мы также собираемся устраивать Кубок Новосибирска по решению кейсов.
Скажи, что лично ты получаешь от участия в чемпионатах?
― В первую очередь, это такая «кейс-атмосфера», в которой ты можешь постоянно вращаться и которая помогает тебе развиваться личностно и профессионально. Теперь, спустя два года после начала решения кейсов, у меня уже очень «красивое» резюме, которое позволит мне попасть во многие крупные компании.
Звучит всё очень интересно и безумно привлекательно. Однако к вам могут попасть ребята со всех факультетов, или проводится какой-то отбор?
― Конечно, все, но успешнее всего кейсы решают экономисты, математики и физики. Однако необязательно иметь экономический бэкграунд — можно быть с гуманитарного или психологического факультетов. Если у тебя хорошее структурированное мышление, если ты имеешь навыки анализа, а также постоянно нарабатываешь опыт участия, то со временем у тебя всё будет получаться. Наш кейс-клуб открыт для всех. К нам даже приезжают ребята из НГТУ и СГУПСа, потому что у них нет таких клубов.
Какие качества развиваются в процессе решения кейса?
— Командные и лидерские. Мы учимся взаимодействовать с людьми, не конфликтовать и работать в команде.

Текст: Екатерина ЛИХОМАНОВА
Фото: Анна ПЕРШЕЧКИНА и предоставлено героем