Павел Долгушев
26.09.2015
«Ты учишь не только детей, но и сам постоянно что-то ищешь»

 Выпускник ФМШ, студент третьего курса факультета естественных наук Павел Долгушев рассказал о своей любви к непростой науке химии, подготовке к Турниру юных химиков и прелести преподавания. 

— Паша, почему ты увлёкся именно химией?
— Вся моя семья — физики. Когда я учился в школе в Омске, то увлекался больше физикой, но школа была слабой. В восьмом классе к нам пришла замечательная женщина, Наталья Михайловна, учитель химии. Она проводила с нами вечера, готовила к олимпиадам, побудила в нас живой интерес к этому предмету. Я очень увлёкся. Химия в моем миропонимании — это часть физики, так что я не далеко ушёл от родителей.
— Я знаю, что ты поступил в НГУ без экзаменов, благодаря Всесибирской Олимпиаде. Чем выгодно участие в таких олимпиадах по сравнению с тем же ЕГЭ?
—Я считаю, что ЕГЭ — это не объективная оценка знаний, а просто лотерея. Намного лучше реализовать себя в олимпиаде. Даже если не получится, то, во-первых, вы приобретете навыки, а во-вторых, возможно, что будут минимальные “ништяки”, например, в виде ста баллов по какому-то предмету.
— Почему ты выбрал учиться именно в НГУ?
— Конечно, когда я закончил ФМШ, у меня был диплом, знания, участие в олимпиадах, и я понимал, что могу выбрать любой университет, где есть химия. Тогда я сравнил вузы по химической специальности: Москва и Новосибирск имеют необходимую базу для образования, но зачем ехать так далеко? Я выбрал НГУ и не жалею.
— Ты решил связать свою деятельность с турниром, стал готовить команду. Расскажи, в каком формате проходят соревнования?
— Команда получает химическую задачу, которая не имеет определенного чёткого решения. Например, одна из моих любимых: придумать производство всех возможных компонентов удобрений для планеты. Данные можно взять в интернете. Дети сами выбирают планету и описывают, как они всё это будут делать: откуда возьмут энергию, материалы. А решение представляют в виде семиминутной презентации.
— То есть, помимо знаний по химии необходимо обладать навыками оратора?
— Это и есть основная фишка турнира — полемика. Мало просто решить задачу, нужно её правильно защитить. Докладчик рассказывает, какое решение придумала команда. А оппонент из другой команды производит критический анализ, задаёт вопросы. Затем вы защищаете свою работу перед судьями. Это, пожалуй, самый уникальный опыт турниров, то, что пригодится в жизни во всех сферах.
Как бы ты оценил уровень подготовки других команд?
— Команды приезжают с очень разными уровнями. Есть объективно совсем слабые, которые путаются даже в элементарной химии. Есть очень мощные соперники, которые уже обладают навыками научного поиска, читают статьи, находят оригинальные решения. Некоторые школьники способны решить задачу на уровне первого-второго курса университета.
— Как ты считаешь, достаточно ли школьной базы для участия в турнирах или необходима специальная подготовка?
— Сейчас я готовлю команду в СУНЦ НГУ и в православной гимназии, поэтому могу сравнить. По идее, компетенции учителя должно быть достаточно, чтобы подготовить учеников. Но это скорее касается химической стороны. К сожалению, многие учителя просто не улавливают суть турнира — полемику, слабо учитывают её при подготовке и выборе участников. Также сейчас распространена практика приглашения консультантов, вроде меня, для подготовки.
— Каким образом формируется команда?
— В обычных школах по желанию — кто хочет, тот участвует. В СУНЦ мы практикуем такую вещь, как отборочные туры. Есть определенная группа преподавателей, которые связаны с турнирами. Мы с ними собираемся за три-четыре месяца до начала какого-либо турнира, выбираем задачки, которые быстро решаются. Набираем всех желающих, делим их на команды по три человека и работаем с каждой в течение пары недель. Потом команды сталкиваем и смотрим, что получается.
— Что, по-твоему, всё-таки важнее: знания или ораторское мастерство?
— Это очень тонкий момент. Нужно уметь признавать свои ошибки. Например, скромный парень, который спокойно реагирует на ошибки, получит больше баллов, чем прекрасный оратор, доказывающий заведомо неверное решение. Необходимо умело балансировать между ораторством и знаниями — это секрет успеха.
— Где ты сам учился ораторству?
— Ораторское мастерство приходит между делом. Я работал в школьном лагере в Омске в течение пяти лет. Неосознанно учился чувствовать настроение толпы, определять настрой аудитории, технике привлечения и удержания внимания. В Новосибирске также «открылись» и организаторские способности.
— Как проходит подготовка к турнирам?
— Существует несколько уровней. На нулевом я объясняю, что такое турниры и их особенности. Когда команда уже знает, что такое турнир, мы начинаем разбирать задачи. За два-три месяца до начала соревнования в интернет выкладывают список задач, которые я разбираю с детьми. Я рассказываю, где искать информацию, как решить оригинально, на какие аспекты обратить внимание. На следующем уровне дети уже приходят с наработками и представляют их в виде презентаций. На третьей ступени мы «тестим» устойчивость: начинаются дебаты.
— Скажи, какие у тебя есть собственные, уникальные методики преподавания?
— У меня есть метод определения уровня знаний и ораторских способностей каждого из отобранной команды: я беру какую-либо задачу, даю детям на её решение десять минут и разрешаю пользоваться любыми материалами. В конце я уже вижу их уровень, их способности отстаивать свою точку зрения, умение быстро искать источники информации. По-моему, это отличный экспресс-метод.
— Ты называешь учеников «детьми», но ведь это достаточно взрослые молодые люди, которые младше тебя всего на пару лет. Почему ты так себя позиционируешь?
— Всё-таки они дети. Я возил их недавно в Санкт-Петербург, и да, они большие, стараются вести себя, как взрослые, но в них часто просыпается ребёнок.
Первоначально я себя позиционирую, конечно, как педагог, так как когда приходишь в новый коллектив, тебе нужно заработать себе авторитет, иначе в будущем возникнут проблемы. Потом, если всё замечательно, то можно опуститься до уровня обычного общения. И, соответственно, если мы на каких-то соревнованиях, то обращаются они ко мне официально и на “вы”, а на подготовительных встречах через какое-то время можем и на “ты” перейти.
— Идеальный ученик — какой он?
— Идеальный ученик — это тот, который хочет. Даже самый талантливый ученик без желания — проигрышный вариант. Всегда приятно работать с тем, кто увлечён: ему не нужно объяснять какие-то детали, он сам потом уточнит и посмотрит. Тогда и прогресс идёт быстрей.
— Как бы ты оценил себя как педагога?
— Честно признаюсь, что я немного ленив. Часто я не достаточно долго сижу за решением каких-либо задач. Но я хорошо ставлю ораторское мастерство, даю знания о технике спора. Основные знания по предмету дети получают на спецкурсах в ФМШ, от меня они узнают специфику турниров и разные «фишечки» (улыбается).
— Ты планируешь связать свою жизнь с педагогикой?
— Педагогика мне действительно очень нравится, и это полезно по жизни: постоянное саморазвитие. Ты учишь не только детей, но и сам постоянно что-то ищешь, учишь, узнаешь. Однако на данный момент для меня это просто хобби и способ заработка. В будущем же я вижу себя в практической химии, хотел бы быть научным работников в одном из институтов.
— Что для тебя химия?
— Это любовь! Она такая красивая, сложная, но при этом логичная и стройная. Химия — это всё. Когда человек влюбляется, он испытывает каскад невообразимых химических реакций. И я могу сказать, что влюблен в химию (улыбается).

Текст: Татьяна МАРТЫНОВА
Фото: Анна ПЕРШЕЧКИНА