Преподаватель спецкурсов “Режиссура” и “Документальное кино” сценарист, режиссер и продюсер из Германии Оливер Койне рассказал о том, чем русские студенты отличаются от немецких, сколько времени требуется, чтобы снять фильм, и о том, как попасть в Голливуд.
— Оливер, расскажите, как вы оказались в России и в Новосибирске?
— Вы знаете, это долгая история. У меня есть подруга в Германии, она из России, она меня и вдохновила. Захотелось познакомиться со страной, с языком, поэтому я ещё в Германии начал учить русский. Один месяц я провёл в поселке Степной недалеко от Саратова, восемьдесят километров от Москвы. Мне там понравилось, и в следующий раз я вернулся туда уже работать.
Переехать из Саратова в Новосибирск я захотел сам. Хотелось изменить свое место проживания, а одна студентка с таким восторгом рассказывала о Новосибирске, и я понял, что это может быть интересно. Хотелось в Сибирь, почувствовать этот холод.
— Чем русские студенты отличаются от немецких?
— Это очень спорный вопрос, потому что нет такого понятия, как типичный русский или типичный немец. Все люди разные. Но в России есть такая тенденция – немножко лениться, откладывать на последний день все важные дела. Мне кажется, что студенты в Германии более целеустремлённые, чем русские, но, конечно, это не касается всех. Здесь тоже есть очень трудолюбивые студенты, а там очень ленивые.
— В Германии вы тоже преподавали?
— В университете нет. В Германии я работал продюсером и сценаристом, учил сценаристов, но не в университете, а в частном институте. Преподавать в университете я начал в Саратове. Можно сказать, что меня просто пригласили. Там я вёл один пробный семинар. Мне это понравилось, им понравилось, вот я и остался.
— Кем вы себя ощущаете: сценаристом и режиссёром или преподавателем?
— Сейчас я преподаватель. Как сценарист я уже давно ничего не писал. Как режиссер я и до сих пор люблю снимать фильмы, но уже не в профессиональном качестве, конечно. Снимать – это хобби, я и сейчас это делаю, например, недавно снимал несколько кадров города, просто для друзей, ничего особенного. А передавать знания — это профессия и увлечение.
— Вы преподаете игровое и документальное кино. Какое вам нравится больше?
— Это очень интересный вопрос, потому что самые лучшие документальные фильмы, которые я смотрел, очень грустные. Если бы я работал в них в качестве режиссера, у меня бы возникли очень большие проблемы. Потому что с одной стороны, ты должен как режиссер снимать так, чтобы сделать фильм, как можно лучше, а с другой стороны, там играют настоящие, живые люди, которые страдают, если тема серьёзная. Если человек начинает плакать, ты не можешь подбежать и успокоить его, ты обязан просто снять этот момент как бы пользуясь чувствами героя. Я бы с удовольствием платил актерам, чтобы они притворялись, чем иметь такие реальные ситуации.
— Расскажите, о чем вы писали сценарии?
— Мой самый лучший проект о войне в Боснии не нашел реализации, потому что требовал большое количество денег, а тема была не особо популярна. Никто вам не даст десять миллионов евро, если уже заранее ясно, что это не окупится. Была такая интересная и забавная история: я хотел связаться с Анджелиной Джоли, когда они с Бредом Питтом были в Берлине. Они жили за большим забором, но мне удалось договориться с охранником, он передал ей моё предложение играть и снимать фильм по моему сценарию о войне в Югославии. К сожалению, она отказалась, но когда она сняла свой первый фильм на эту тему, стало ясно, что идея её интересовала.
— Для съёмки фильмов человеку необходим талант или достаточно трудолюбия и практики?
— Нет, обязательно нужен талант, без этого никак, без таланта человек не пойдет далеко. Но также нужно много практики и опыта, конечно. Самое важное – это очень внимательный взгляд на жизнь. Необходимо обращать внимание на каждую деталь. Постоянно нужно переспрашивать, анализировать свои решения, чтобы найти суть жизни. Это очень подробная работа.
— Сколько времени занимает съёмка полнометражного фильма?
— В профессиональной сфере одна минута фильма равняется полутора или двум часам чистой съёмки, не считая подготовки и репетиций. Но это только для профессиональных фильмов. Со студентами, если мы действительно хотим сделать хорошо, это гораздо дольше.
— Где вы учились киномастерству?
— Я начал снимать фильмы сам, с тринадцати лет — просто научился методом проб и ошибок.
— По-вашему, снимать фильмы может каждый?
— Если у этого человека есть талант, то да. Знаете, в киносфере есть очень много знаменитых режиссеров и только несколько из них обучались в киношколе. Например, я уверен, что Дэвид Финчер или Стивен Содерберг никогда не обучались этому. Тот же Тарантино даже не учился в школе, работал в видеопрокате и просто смотрел фильмы, которые там были. Он хотел стать режиссером, поэтому смотрел каждый фильм очень внимательно, представляя, как бы он сам снял его. Не как любитель, а как будущий режиссер.
— Расскажите, чем вы занимались в Голливуде?
— Я только окончил университет, к тому времени у меня уже был один собственный сценарий, который я считал гениальным произведением. Поехал в Голливуд, чтобы продать этот сценарий и стать режиссером, конечно же, мне это не удалось. Полтора года я провел там, это было очень интересно. Там я писал сценарии. Три месяца уходило на каждый фильм длиною в девяносто минут, что очень долго, учитывая подготовку. Несмотря на это, я продолжал писать, работал в массовке, чтобы зарабатывать на жизнь, очень много общался с людьми и каждый день тренировался. В Лос-Анджелесе есть один пляж, где есть площадка для гимнастики, там я занимался после работы.
— Вы видели кого-нибудь из звёзд?
— Один раз я был вместе с Бредом Питтом в ресторане, но он меня не узнал (смеётся).
— Получается, любой человек может написать сценарий, привезти его в Голливуд и стать знаменитым?
— Почему нет? Это же американская мечта, она означает, что для каждого это возможно. Конечно, не каждому удастся, но вероятность всё же есть. Сейчас совсем другие времена, у нас есть YouTube, где знаменитым может стать каждый, кто наберет миллионы просмотров и подписчиков. Все они непрофессионалы, производят свои проекты на собственные деньги, но и немало зарабатывают при этом на рекламе. Конечно, их фильмы никогда не покажут в кино, но количество зрителей может быть гораздо больше. Некоторые люди говорят: «Лучше у меня будет двадцать миллионов просмотров на YouTube, чем сто тысяч зрителей в кинотеатре», но для меня, разумеется, работа в Голливуде престижнее просмотров.
— Оливер, вам нравятся русские фильмы?
— Относительно. Русские умеют снимать фильмы, и я очень люблю старые советские ленты, например, «Служебный роман» или «Ирония судьбы». Мои самые любимые фильмы — это «Сестры» и «Мужики!», больше, наверное, люблю второй, очень трогательный фильм. Там есть одна молодая актриса, которая до этого фильма актрисой даже и не была, я считаю ее абсолютно гениальной.
— Какие режиссёры вам не нравятся?
— Я очень не люблю псевдоинтеллектуальных режиссёров, которые хотят шокировать зрителя. Ларс фон Триер, например, режиссёр «Меланхолии» и «Антихриста». Довольно сумасшедший человек.
Я не люблю режиссёров, у которых есть очень «важный» концепт, о котором они всегда говорят. Намерения режиссера не должны быть сильнее, чем история, которую он снимает. Главное в фильме не имя режиссера, а актёры и идея.
— На ваш взгляд, без кого Голливуд не был бы Голливудом?
— Каждый заменяем. Даже Стивен Спилберг и Джеймс Камерон, казалось бы, очень важные и крупные фигуры в Голливуде. Неважно кто вы – Роберт Де Ниро, Аль Пачино или Дастин Хоффман, за плечами которых немало шедевров, если бы не было их, были бы другие. Это тоже надо понимать, в Голливуде огромная конкуренция, если ты слабеешь – за твоей спиной стоят сто человек, которые готовы тебя заменить.
— Что бы вы посоветовали тем, кто мечтает о «Фабрике грёз»?
— Нужно обязательно быть там, потому что добиться успеха издалека практически невозможно. Бизнес киноиндустрии очень быстро меняется, и если вас там нет, вы отрезаны от круга этих людей. Поэтому если человек действительно намерен быть успешным в Голливуде, надо туда переезжать и начинать работать. Конечно, есть вариант стать сначала успешным в вашей стране и ждать, пока люди из Голливуда обратят на вас внимание, но это больше вопрос везения.
Текст: Полина НЕЧАЕВА
Фото автора