Оливер Койне
28.04.2015
«Намерения режиссёра не должны быть сильнее, чем история, которую он снимает»

Преподаватель спецкурсов “Режиссура” и “Документальное кино” сценарист, режиссер и продюсер из Германии Оливер Койне рассказал о том, чем русские студенты отличаются от немецких, сколько времени требуется, чтобы снять фильм, и о том, как попасть в Голливуд.

Оливер, расскажите, как вы оказались в России и в Новосибирске?
— Вы знаете, это долгая история. У меня есть подруга в Германии, она из России, она меня и вдохновила. Захотелось познакомиться со страной, с языком, поэтому я ещё в Германии начал учить русский. Один месяц я провёл в поселке Степной недалеко от Саратова, восемьдесят километров от Москвы. Мне там понравилось, и в следующий раз я вернулся туда уже работать.
Переехать из Саратова в Новосибирск я захотел сам. Хотелось изменить свое место проживания, а одна студентка с таким восторгом рассказывала о Новосибирске, и я понял, что это может быть интересно. Хотелось в Сибирь, почувствовать этот холод.
Чем русские студенты отличаются от немецких?
— Это очень спорный вопрос, потому что нет такого понятия, как типичный русский или типичный немец. Все люди разные. Но в России есть такая тенденция – немножко лениться, откладывать на последний день все важные дела. Мне кажется, что студенты в Германии более целеустремлённые, чем русские, но, конечно, это не касается всех. Здесь тоже есть очень трудолюбивые студенты, а там очень ленивые.
В Германии вы тоже преподавали?
— В университете нет. В Германии я работал продюсером и сценаристом, учил сценаристов, но не в университете, а в частном институте. Преподавать в университете я начал в Саратове. Можно сказать, что меня просто пригласили. Там я вёл один пробный семинар. Мне это понравилось, им понравилось, вот я и остался.
Кем вы себя ощущаете: сценаристом и режиссёром или преподавателем?
— Сейчас я преподаватель. Как сценарист я уже давно ничего не писал. Как режиссер я и до сих пор люблю снимать фильмы, но уже не в профессиональном качестве, конечно. Снимать – это хобби, я и сейчас это делаю, например, недавно снимал несколько кадров города, просто для друзей, ничего особенного. А передавать знания — это профессия и увлечение.
Вы преподаете игровое и документальное кино. Какое вам нравится больше?
— Это очень интересный вопрос, потому что самые лучшие документальные фильмы, которые я смотрел, очень грустные. Если бы я работал в них в качестве режиссера, у меня бы возникли очень большие проблемы. Потому что с одной стороны, ты должен как режиссер снимать так, чтобы сделать фильм, как можно лучше, а с другой стороны, там играют настоящие, живые люди, которые страдают, если тема серьёзная. Если человек начинает плакать, ты не можешь подбежать и успокоить его, ты обязан просто снять этот момент как бы пользуясь чувствами героя. Я бы с удовольствием платил актерам, чтобы они притворялись, чем иметь такие реальные ситуации.
— Расскажите, о чем вы писали сценарии?
— Мой самый лучший проект о войне в Боснии не нашел реализации, потому что требовал большое количество денег, а тема была не особо популярна. Никто вам не даст десять миллионов евро, если уже заранее ясно, что это не окупится. Была такая интересная и забавная история: я хотел связаться с Анджелиной Джоли, когда они с Бредом Питтом были в Берлине. Они жили за большим забором, но мне удалось договориться с охранником, он передал ей моё предложение играть и снимать фильм по моему сценарию о войне в Югославии. К сожалению, она отказалась, но когда она сняла свой первый фильм на эту тему, стало ясно, что идея её интересовала.
— Для съёмки фильмов человеку необходим талант или достаточно трудолюбия и практики?
— Нет, обязательно нужен талант, без этого никак, без таланта человек не пойдет далеко. Но также нужно много практики и опыта, конечно. Самое важное – это очень внимательный взгляд на жизнь. Необходимо обращать внимание на каждую деталь. Постоянно нужно переспрашивать, анализировать свои решения, чтобы найти суть жизни. Это очень подробная работа.
Сколько времени занимает съёмка полнометражного фильма?
— В профессиональной сфере одна минута фильма равняется полутора или двум часам чистой съёмки, не считая подготовки и репетиций. Но это только для профессиональных фильмов. Со студентами, если мы действительно хотим сделать хорошо, это гораздо дольше.
Где вы учились киномастерству?
— Я начал снимать фильмы сам, с тринадцати лет — просто научился методом проб и ошибок.
По-вашему, снимать фильмы может каждый?
— Если у этого человека есть талант, то да. Знаете, в киносфере есть очень много знаменитых режиссеров и только несколько из них обучались в киношколе. Например, я уверен, что Дэвид Финчер или Стивен Содерберг никогда не обучались этому. Тот же Тарантино даже не учился в школе, работал в видеопрокате и просто смотрел фильмы, которые там были. Он хотел стать режиссером, поэтому смотрел каждый фильм очень внимательно, представляя, как бы он сам снял его. Не как любитель, а как будущий режиссер.
Расскажите, чем вы занимались в Голливуде?
— Я только окончил университет, к тому времени у меня уже был один собственный сценарий, который я считал гениальным произведением. Поехал в Голливуд, чтобы продать этот сценарий и стать режиссером, конечно же, мне это не удалось. Полтора года я провел там, это было очень интересно. Там я писал сценарии. Три месяца уходило на каждый фильм длиною в девяносто минут, что очень долго, учитывая подготовку. Несмотря на это, я продолжал писать, работал в массовке, чтобы зарабатывать на жизнь, очень много общался с людьми и каждый день тренировался. В Лос-Анджелесе есть один пляж, где есть площадка для гимнастики, там я занимался после работы.
Вы видели кого-нибудь из звёзд?
— Один раз я был вместе с Бредом Питтом в ресторане, но он меня не узнал (смеётся).
Получается, любой человек может написать сценарий, привезти его в Голливуд и стать знаменитым?
— Почему нет? Это же американская мечта, она означает, что для каждого это возможно. Конечно, не каждому удастся, но вероятность всё же есть. Сейчас совсем другие времена, у нас есть YouTube, где знаменитым может стать каждый, кто наберет миллионы просмотров и подписчиков. Все они непрофессионалы, производят свои проекты на собственные деньги, но и немало зарабатывают при этом на рекламе. Конечно, их фильмы никогда не покажут в кино, но количество зрителей может быть гораздо больше. Некоторые люди говорят: «Лучше у меня будет двадцать миллионов просмотров на YouTube, чем сто тысяч зрителей в кинотеатре», но для меня, разумеется, работа в Голливуде престижнее просмотров.
Оливер, вам нравятся русские фильмы?
— Относительно. Русские умеют снимать фильмы, и я очень люблю старые советские ленты, например, «Служебный роман» или «Ирония судьбы». Мои самые любимые фильмы — это «Сестры» и «Мужики!», больше, наверное, люблю второй, очень трогательный фильм. Там есть одна молодая актриса, которая до этого фильма актрисой даже и не была, я считаю ее абсолютно гениальной.
— Какие режиссёры вам не нравятся?
— Я очень не люблю псевдоинтеллектуальных режиссёров, которые хотят шокировать зрителя. Ларс фон Триер, например, режиссёр «Меланхолии» и «Антихриста». Довольно сумасшедший человек.
Я не люблю режиссёров, у которых есть очень «важный» концепт, о котором они всегда говорят. Намерения режиссера не должны быть сильнее, чем история, которую он снимает. Главное в фильме не имя режиссера, а актёры и идея.
На ваш взгляд, без кого Голливуд не был бы Голливудом?
Каждый заменяем. Даже Стивен Спилберг и Джеймс Камерон, казалось бы, очень важные и крупные фигуры в Голливуде. Неважно кто вы – Роберт Де Ниро, Аль Пачино или Дастин Хоффман, за плечами которых немало шедевров, если бы не было их, были бы другие. Это тоже надо понимать, в Голливуде огромная конкуренция, если ты слабеешь – за твоей спиной стоят сто человек, которые готовы тебя заменить.
Что бы вы посоветовали тем, кто мечтает о «Фабрике грёз»?
— Нужно обязательно быть там, потому что добиться успеха издалека практически невозможно. Бизнес киноиндустрии очень быстро меняется, и если вас там нет, вы отрезаны от круга этих людей. Поэтому если человек действительно намерен быть успешным в Голливуде, надо туда переезжать и начинать работать. Конечно, есть вариант стать сначала успешным в вашей стране и ждать, пока люди из Голливуда обратят на вас внимание, но это больше вопрос везения.

Текст: Полина НЕЧАЕВА
Фото автора