Этой осенью студенты физического факультета решили почувствовать себя преподавателями — но не в стенах вуза, а в обычной школе с самыми обычными третьеклассниками. Новоявленный педагог Алексей Кравченко рассказал нам, каково, будучи студентом, оказаться «по ту сторону баррикады» и как найти общий язык со своими учениками.
— Как и когда к тебе пришла мысль заниматься с детьми?
— Наш замдекана разместила информацию “Вконтакте”. Директор школы искала ребят, которые хотят помочь подготовиться младшеклассникам к конференции по физике. Кто-то откликнулся, и я в том числе. Дальше уже с нами проводила собеседование сама директор школы.
— Много было желающих?
— Я не знаю, потому что собеседование проводилось с каждым индивидуально, но в итоге на работу взяли около шести человек.
— У тебя есть какая-нибудь педагогическая подготовка? Это ведь дети…
— Замдиректора проводила для нас специальный тренинг, где объяснялись азы преподавания.
— Какая структура у ваших занятий?
— Мы ведем их раз в неделю с моим напарником Ильей, занятие длится полтора-два часа. Конференция пройдет в начале весны, и до этого времени мы выбираем тему с каждым ребенком, помогаем в ней разобраться и приготовить по ней доклад.
— По каким темам вы работаете?
— Основы для тем мы взяли из задач ФМШ и Турнира Юных Физиков.
— Задачи ТЮФ, по-вашему, не слишком сложны для третьеклассников?
— Мы даем им самые легкие и интересные на наш взгляд темы. Например, определяем длину самого длинного бумажного самолетика или даем ответ на вопрос, почему бутылка с водой скатывается по наклонной плоскости быстрее, чем обычный цилиндрический брусок.
— Я бы тоже послушала. Их задача — пересказать материал?
— Их задача – понимать. Хотя бы одну физическую «фишку», даже отбрасывая сложные явления. Если ребенок сможет объяснить что-то своими словами, перед этим осознав, это будет уже здорово. Главное — уметь хорошо говорить, держаться у доски и быть уверенным в себе.
— Дети как-то готовятся к занятиям?
— В идеале, они должны читать статьи к нашим занятиям, а потом рассказывать то, что поняли сами, а наша задача – лишь помочь. Такие были условия. Но я прекрасно понимаю, что чтобы понять, нужно что-то знать. Приходится объяснять очень многое.
— Что от вас требуется в качестве преподавателей?
— Конкретно я стараюсь учить их не только законам физики, но и тому, как правильно выступать: как держать себя на публике и как сделать так, чтобы тебя вообще услышали. По идее, мы должны с детьми просто проработать их доклады, но приходится вкладывать силы еще и в этот творческий момент. Идти с ними «тупо по темам» и работать по принципу «принес-унес» — это не эффективно. Пока что еще сами не можем определить свои задачи.
— С детьми сложно?
— Есть свои трудности. Во-первых, дети нас мало слушают, во-вторых, пока что мало знают. Да и работа с маленькими детьми сама по себе сложна.
— В чем конкретно сложности?
— Отсутствие серьезности. Они, как и все дети, не хотят учиться, а хотят беситься. Они воспринимают наш предмет как дополнительный кружок, куда приходят, веселятся и уходят. Мы должны тратить часть времени на то, чтобы давать детям новый материал, а часть на то, чтобы слышать от них старый. Но старого нет… Они соображают, но не работают сами.
— Тебе самому понятно, почему так происходит?
— Это дети, я сам таким был. Они тратят много нервов, потому что не понимают цену своих поступков. Для них сорвать урок или, иными словами, вести себя как неандертальцы — это нормально. У нас есть программа, как у обычных учителей, и мы понимаем, что нужно идти по программе, но их нельзя так учить – можно только тогда, когда они сами захотят учиться. Нужно ловить момент.
— И как решить задачу?
— Один из вариантов — это проводить занятие в форме игры. Но здесь есть минус: ты привлекаешь их внимание, устраиваешь настоящий «performance», но дети ничему не учатся. Им понравится, они посмеются, и, может быть, они даже что-то запомнят, но вскоре забудут.
— А второй вариант?
— «Вдолбить» материал, но им это покажется неинтересным и утомительным. Как мне кажется, от нас требуется вообще невозможное. Дать серьезную тему третьекласснику и требовать ее с него – смешно. В первую очередь, для нас важно наладить контакт с детьми, нежели что-то рассказать. Будет серьезный настрой – будет понимание.
— Что, на твой взгляд, — ключ преподавания?
— Важно понять, в какой форме проводить урок. Нужно и не заиграться, и не быть слишком серьезными. А это очень непросто сделать. Сложно тем людям, которые не привыкли обращаться через силу – нужно понимать, где стоит повысить голос, а где быть другом. Будешь часто кричать – тебя возненавидят, будешь сильно мягок – станут вить веревки.
— Что тебе в этом больше всего нравится?
— Раньше я тратил это время на игру в покер. И я понимаю, что проводя время в школе, я приношу куда больше пользы обществу. Я мог бы устроиться почтальоном или курьером, зарабатывая при этом лучше, но не получая никакого морального удовольствия. Денежная составляющая — это то, что волнует меня меньше всего. Работа любого учителя – это чистой воды благородство. А дети — это, конечно, моральная отдача. С ними я чувствую себя, как бы это странно ни звучало, моложе. Мне даже кажется, что это время, проведенное с детьми, делает меня добрее.
Текст: АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВА
Фото автора