Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой физических методов исследования и заместитель декана физического факультета НГУ Сергей Васильевич Цыбуля всегда говорит о своих студентах с улыбкой. И хотя сложностей в такой работе немало, есть моменты, за которые её можно любить.
— Сергей Васильевич, расскажите, как вы оказались в Новосибирске — вы ведь родились в другом городе?
— Да, я учился в Ростовском государственном университете на физическом факультете. В то время многие вузы отправляли студентов в другие города «на диплом». Меня для выполнения дипломной работы направили в Институт катализа СО РАН в 1980 году, где я попал в лабораторию структурных методов исследования.
— И вы решили остаться здесь?
— Мне предложили приехать сюда после защиты диплома, и я согласился. В университете я учился хорошо, а потому мог выбрать, куда поехать работать по распределению. Другие варианты тоже были интересными: например, производственное объединение «Атоммаш» в Волгодонске, занимающееся атомными реакторами. После школы я еще не думал, что мне будет интересна научная работа, но к концу обучения в вузе понял, что люди, которые занимаются прикладной деятельностью, в своей работе используют полученные знания для выполнения каких-то задач, а ученые как раз занимаются тем, что добывают новые знания. Академгородок показался мне именно тем местом, где мое желание заниматься наукой будет наиболее осуществимо. И действительно, здесь у меня появилась возможность самостоятельно решать какие-то новые научные проблемы, а не только исследовать что-то по известным методикам.
— Как вы начали преподавать в НГУ?
— Меня пригласили на кафедру химии твердого тела факультета естественных наук. Здесь я трудился почти десять лет, но потом мне предложили работу в деканате физического факультета в качестве заместителя декана по магистратуре.
— Вы еще и заведующий отдельной кафедрой на физическом факультете, созданной при вашем участии. Как она появилась?
— Возникла идея создать кафедру физических методов исследования твердого тела для того, чтобы готовить физиков, которые могли бы заниматься исследованиями прежде всего в химических институтах. Таких специалистов НГУ не выпускал. И в 2006 году мы создали такую специализацию, а потом, когда показали, что реально можем работать — были преобразованы в полноценную кафедру.
— Вы работаете на двух работах — в Институте катализа и в НГУ. Насколько тесно они связаны для вас?
— Да, это два разных места, но я никогда не считал, что это совмещение разных работ, потому что в институте мы решаем научные задачи с привлечением молодых специалистов — студентов, аспирантов. Иногда они и являются основной рабочей силой, выполняют большинство экспериментов, разрабатывают новые методики. Одновременно идет и обучение, и выполнение научной работы — я их никогда не разделял. Сейчас мы создали при кафедре совместную лабораторию ИК и НГУ, тем самым организационно закрепив то взаимодействие, которые было всегда. Конечно, отдельно стоит работа в деканате. Она, может быть, не такая интересная: в основном, административная, связанная с большим количеством бумаг. Но так получилось, что я этой работой занялся и стараюсь ответственно ее выполнять.
— Но ведь ваша работа — это не только бюрократические моменты. Что самое сложное в работе заместителя декана?
— Конечно, это еще и общение со студентами. И, наверное, самое сложное — многообразие ситуаций, которые возникают иногда совершенно неожиданно. Есть какие-то проблемы, которые повторяются из года в год, которые можно решать по отработанной схеме. Но оказывается, что чуть ли не 50% ситуаций — нестандартные и требуют решения по факту.
— Можете привести пример?
— Например, хорошо учившийся студент вдруг запускает учебу: приходится разбираться, и возможных причин тому, как показывает опыт, великое множество. Проще всего отчислить, но иногда достаточно одной беседы или вызова на заседание деканата, чтобы встряхнуть человека. Время от времени студенты попадают в какие-то бытовые истории, не очень приятные. В таких случаях важно соблюсти баланс между строгостью с принципиальностью и желанием помочь.
— Есть какие-то моменты в вашей работе, от которых вы получаете удовольствие?
— Это живое общение со студентами. Не просто перекладывать и подшивать бумажки, а вникать в проблему, стараться ее понять, разобраться. Это то, к чему не относишься безразлично: оно может раздражать, веселить, иногда заставляет переживать.
— Первого сентября деканы всех факультетов говорили первокурсникам о том, что НГУ — совершенно особенный вуз, не похожий на остальные. Что вы об этом думаете?
— В этом есть большая доля правды, и она заключается в том, что у нас не так много университетов, которые готовят специалистов для науки. Так, чтобы они могли получать новые знания и, в то же время, сохраняли способность учиться всю жизнь. Конечно, эта специфика относится, в большей степени, к естественнонаучным факультетам, но они же и создавали университет! И Академгородок уникален тем, что научные лаборатории институтов и университет находятся так близко. Это важно, потому что в других городах студенты тоже работают в лабораториях, но они выделяют время для этого специально, едут на другой конец города и находятся в лаборатории пару часов — тогда как наши студенты имеют такую возможность постоянно и могут посвятить этому больше времени. Они формируются как специалисты в работающих научных коллективах, принимая участие в решении задач, которые актуальны именно сегодня.
Текст: КИРА БЕРГВИНД
Фото автора