В детстве Рита хотела стать капитаном корабля. Ее любимая книга – «Незаметная вещь» Валерия Панюшкина, которого она считает одним из лучших журналистов в России. Любимое место в студгородке – десятое общежитие, в котором она жила на первом курсе: «Но потом я решила, что с моей самоорганизацией я больше не сдам ни одной сессии, и поехала жить обратно к маме».
Маргарита Логинова, журналист сайта Tayga.info, театральный обозреватель Siburbia.ru, координатор проектов и волонтер фонда «Защити жизнь».
– Тебе сложно было поступить в НГУ?
– Когда я поступала, уже можно было сдавать ЕГЭ по русскому, и я выбрала его, чтобы не писать выпускное сочинение, потому что все равно надо было писать вступительное. Страшновато было. Я ходила на подготовительные курсы и со многими из ребят успела подружиться. Помню, я расстраивалась, что некоторые не поступили. Для меня экзамены до сих пор остаются самым сложным испытанием. Рожать было не так страшно! Идеальный экзамен – это когда сдающий и принимающий заранее договорились, о чем они будут разговаривать. Но учиться было довольно легко.
– Есть какое-то особенное воспоминание из студенческой жизни?
– Стало круто, когда мне, наконец, понравилось учиться. До третьего курса я как-то не слишком сознательно в универ ходила, а потом поняла, что очень интересными вещами занимаюсь. Но больше всего запомнилось, как я на первом курсе пробиралась в общежитие через окно. Я почему-то полезла вверх по скинутому одеялу вперед ногами и примерно со второго этажа упала на асфальт… Потом все-таки залезла в окно, но уже в общаге мне стало плохо, даже скорую вызывали.
– Как ты пришла к журналистике?
– На первом курсе соседка по комнате завела мне ЖЖ. Я его вела довольно активно – видимо, потребность формулировать мысли у меня была. Ну а раз получается писать, почему бы и нет? Хотя у меня не было никаких представлений о профессии. На третьем курсе я пришла в газету «Студенческий город» и сказала: «Дайте мне что-нибудь написать». И всё: захотела и стала.
– Почему тебе нравится писать о культуре, особенно о театре?
– Однажды я попала на экскурсию в оперный театр, походила по закулисью. Причем до этого я в театры вообще не ходила, на экскурсию пошла из праздного любопытства. Но после стала ходить и писать рецензии в свой блог. Параллельно я узнала о Школе культурной журналистики фондов PRO ARTE и Прохорова, подала заявку, прошла и стала там учиться. Так что я меньше двух лет про это пишу. Мне даже стыдно, я же выскочка, но тешу себя мыслью, что через десять лет буду о-го-го какая!
– Какие театры ты любишь больше других?
– Сейчас драматические. Хотя я, конечно, не пропускаю премьеры оперного. А вот в балете ничего не понимаю. Нет, это колоссальный труд, и я уважаю балетных, но люблю любить то, что хоть как-то понимаю. Мне нравится молодые актеры «Старого дома» – они очень своеобразные, но прекрасно сработались с итальянским режиссером Антонио Лателла.
– Никогда не хотела оказаться по другую сторону сцены, на месте актеров?
– Нет, однозначно нет. Мне однажды пришлось выходить на сцену оперного, чтобы вручить «Мессе» — приз новосибирского клуба зрителей. А там эти софиты, тысяча человек зрителей…
– Боишься сцены?
– Да, боюсь. Я плохо выступаю, много готовлюсь. Для меня выступление перед публикой как экзамен.
– Но выступать приходится?
– Да, как и сдавать экзамены.
– Если говорить о выступлениях – можешь рассказать о «Клубе зрителей»?
– В Клубе я модератор, а выступают наши гости. Этот клуб мы создали с моей подругой Оксаной Филлипс. Мы зовем на встречи со зрителями артистов, режиссеров, дирижеров и других творческих людей. И с ними можно пообщаться, сфотографироваться, пожать руку… На самом деле, очень круто, когда артисты сидят на расстоянии вытянутой руки и что-то рассказывают: не журналистам интервью дают, а именно беседуют с простыми зрителями.
– Ты достаточно активный пользователь социальных сетей. Они помогают тебе в твоей работе?
– Отчасти. С кем-то из спикеров я общаюсь «ВКонтакте», реже – в «Фэйсбуке». А «Твиттер» – это так, баловство, больше для общения. Я недавно водить начала – теперь меньше и в «Твиттер» пишу. Вообще, социальные сети – зло и отнимают у прокрастинаторов вроде меня кучу времени. Но иногда какие-то новости я узнаю напрямую от людей в социальных сетях.
– Весной проходил второй аукцион встреч «Теплее, еще теплее!», которым, как я понимаю, руководила ты. Можешь подробнее рассказать об этом проекте? Это твоя идея?
– Это идея моей коллеги Лены Мельниковой из фонда «Защити жизнь, который помогает детям с онкозаболеваниями в Новосибирске. Она сама из Владивостока и, по-моему, там и увидела что-то подобное. Суть в следующем: одни люди предлагают «купить» встречу с ними, а другие как раз платят за это деньги. Но эти средства идут не в карман кому-то, а на помощь подопечным фонда. Так вышло, что инструментарий «ВКонтакте» лучше всего знала я, поэтому первым аукционом занималась в основном я же: принимала заявки, писала посты, занималась выдачей контактов. На второй аукцион я нашла волонтеров, которые выполняли львиную долю работы и очень помогли нам.
– А каковы результаты этого аукциона?
– Мы собрали определенную сумму денег, а деньги – это всегда результат. Самое главное – удалось обратить внимание людей на то, ради чего все это делалось. Детская онкология – поле непаханое, и нужно очень много усилий прикладывать, чтобы убедить людей жертвовать деньги и помогать. В России у общества еще не вошло в привычку регулярно помогать, так что фондам приходится выворачиваться наизнанку, чтобы доказать, что вот именно этому ребенку действительно надо помочь! Нужно приучать людей к благотворительности любыми способами, в том числе и такими изобретательными.
– Почему ты стала работать в фонде «Защити жизнь»?
– Социальные сети! Знакомая написала, что фонду нужен человек, чтобы вести группу «ВКонтакте», и я решила попробовать. Правда, поначалу не знала, что писать в группе, поэтому просто копировала новости с сайта. Но президент фонда Евгения Голоядова сразу после знакомства предложила мне провести фотомарафон в детской гематологии. Пришлось организоваться, и с тех пор езжу в больницу к детям постоянно. Когда мы только начинали два года назад, волонтеров было двое. А сейчас их там около двух десятков человек или даже больше. И это здорово!
Текст: Вячеслав ВАРФОЛОМЕЕВ
Фото: Вячеслав ВАРФОЛОМЕЕВ