Ещё неделю назад наш герой был судьей чемпионата Сибири по картингу, а уже сегодня рассказал, что хотел бы судить «Королевские гонки». Студент первого курса ФЖ Илья Горбачев предупредил, над чем необходимо задуматься, чтобы стать судьей автогонок, и объяснил, почему судейскую книжку всегда нужно носить с собой.
— У меня не так много спортивных судей в знакомых. Если честно, их вообще нет. Как тебя увлекло столь редкое, но интересное занятие?
— Я прошёл специальную онлайн-подготовку спортивных судей. Вообще, это была подготовка к российскому этапу Гран-при Формулы-1 в Сочи, но туда я не попал. Решил не опускать руки, не забрасывать это дело и набираться опыта. Нашёл кое-какие контакты, обратился в Новосибирскую автомобильную федерацию. Там мне выписали книжку спортивного судьи – после этого я официально стал судьей, но без опыта.
— Как набираться практики? Самому пробиваться?
— Да. На прошедших выходных (интервью записано 22 сентября – прим. ред.) я набрался серьёзного опыта. Нашёл в Интернете календарь ближайших соревнований, на которых мог бы попрактиковаться. Это оказался седьмой, заключительный, этап Чемпионата и первенства СФО по картингу. Звоню. Мне говорят: «Да, приезжайте!» Директор там добрый мужик: одевайся, говорит, теплее, долго на улице придётся стоять.
Приезжаю на место соревнований и прихожу в небольшой шок. Помимо меня судьями этапа были шестеро школьников, которые, как я понял, сами занимаются картингом, а на соревнованиях подрабатывают судьями. Не думаю, что у них есть судейские книжки. Но знают они побольше меня – всё-таки, в картинге уже не первый год. В итоге, нас семеро. Знающие люди скажут, что на всю дистанцию этого мало.
— И как справлялись?
— Справлялись, как могли . Главный судья поставил нас на самые важные места: повороты, места для обгона. Кстати, главного судью попросили отвести мне второстепенные места, так как я новичок. Но он либо не расслышал, либо специально пропустил эту информацию мимо ушей. В общем, мне достался непростой отрезок трассы. Выдали флаги, рацию, специальную оранжевую куртку.
— Вернёмся к теоретической подготовке. Как проходили тренинги-онлайн? Это какие-то тесты, теоретический материал?
— Нет, занятия проходят в форме видеоуроков. Каждое следующее видео открывается по мере просмотра предыдущего: смотришь видеоурок – тут же решаешь онлайн-тест – открываешь новый видеоурок. Я даже старался конспектировать каждую видеозапись, чтобы не забыть: там много полезной информации.
По итогам всего курса написал итоговый тест, и мне прислали сертификат на моё имя. Он является показателем того, что я знаю теоретическую базу. Прохождение теории и любая практика будет отражаться в моей судейской книжке – судьи говорят, что её всегда необходимо носить с собой.
—Задай пару вопросов из теста?
— Ну, вот ты знаешь, какой флаг что обозначает?
— Нет, только примерно.
—Так вот. В тестах, во-первых, вопросы про флаги: какой цвет, что означает, когда подымать. Во-вторых, судейские жесты — от них зависит очень многое. Например, спортсмен получает травму, и находящийся рядом судья должен показать, что необходима медицинская помощь – вот в тесте как раз об этом. Встречались вопросы по истории авто- и мотоспорта: например, в каком году прошла первая автомобильная гонка.
— Сколько флагов бывает, и что они обозначают?
— Ой, флагов очень много, и я тебе их сейчас все не назову — только важные. Когда гонщики видят жёлтый флаг, они должны снизить скорость – значит, произошло что-то непредвиденное. Зелёный флаг разрешает обгонять, жёлто-красный предупреждает о скользком месте на трассе, чтобы спортсмены не развивали большой скорости. И да, конечно, самый важный флаг – чёрно-белый, клетчатый. Это финиш.
— Вот я, допустим, получил судейскую книжку. Сколько времени мне понадобится, чтобы дорасти до судейства этапа Гран-при Формулы-1?
— Я уверен, что одного года запросто хватит. Достаточно лишь получать постоянную практику и отметки в судейской книжке. Я подавал заявление на дебютный этап в Сочи (исторический для мирового и российского автоспорта старт состоится 12 октября – прим. авт.), но мне отказали: из-за отсутствия опыта. Плюс, для Сочи старт безумно ответственный.
— Существуют какие-то курсы для спортивных судей, но не онлайн?
— Насколько я знаю, федерация автоспорта России регулярно проводит судейские семинары. Хотел бы поучаствовать. Ведь ты не только получаешь запись в судейскую книжку, но и перенимаешь опыт судей, которые дольше тебя в автоспорте, узнаешь какие-то детали от них, слушаешь советы.
— Во многих профессиях важна практика, теория отодвигается на второй план. Как обстоят дела в спортивном судействе?
— Давай так, 60 процентов на 40 в пользу практики. Она, безусловно, важнее теории. Но и теоретическую часть нельзя просто так списывать: например, на трассе может возникнуть экстренная ситуация, которой в твоей практике раньше никогда не было. Но ты слышал о ней в теории – тут тебя это и спасёт.
Текст: КОНСТАНТИН БУХТАТОВ
Фото автора