За 12 дней в Петербурге я побывала во множестве интересных мест: Кронштадт (я никогда не научусь правильно писать это слово), Ораниенбаум (а вот это научилась), Гатчина, Павловск, Петергоф, Выборг… Но у меня так и не дошли руки и ноги сходить в Кунсткамеру и Эрмитаж, так что на это было решено потратить последний день пребывания в северной столице.
Цель: осмотреть достопримечательности и успеть на самолёт к девяти вечера
Средства: только общественный транспорт, только хардкор
Урок на будущее: не надо ходить в Эрмитаж в день вылета
Кунсткамера обошлась мне в 50 рублей (я уже говорила, что в Петербурге любят студентов?), однако внутри я увидела не совсем то, что ожидала. Огромное количество манекенов (надеюсь, что это были они), изображающих жизнь древних народов разных периодов: индейцев и ирокезов, эскимосов и африканцев…Кто-то делал одежду из кишок, кто-то облеплял себя перьями, в некоторых племенах женщины не признавали бюстгальтеров и их аналогов… Первый этаж я осматривала крайне тщательно, но на втором выбилась из сил и бегло проходила мимо стеллажей. Больше всего почему-то заинтересовали японцы: тут вам и рассказы про самураев и харакири, и про подзорную трубу с компасом, и про кухню (они ещё в веке 15-ом ели суси!), и про свадебные обряды, во время коего женщина должна была клясться в вечной верности (про мужчин, кстати, не было сказано ни слова)…
На втором этаже (помимо манекенов) и находилась сама кунсткамера — коллекция «уродцев» с анатомическими редкостями и аномалиями. Собирал её Пётр, дабы приблизить народ к науке и объяснить, что эти уродства не проделки дьявола. А уродства там и вправду всякие разные: сросшиеся близнецы, недоразвитые и соединившиеся конечности, водянка мозга…
Было одно но: фотографировать нельзя ни под какими предлогами. Когда я втихую попыталась нарушить это правило, то услышала довольно громкий голосок:
— А почемууу она фотографирует?
Пока мама одёргивала сына (маленький стукач!), я плюнула на попытку сделать фото и оглядела остальных гостей. Смутило наличие детей: место ведь жутковатое, везде «заспиртованные» эмбрионы и их конечности — как детям не страшно? Но страшно было только одной девочке, остальные настойчиво дёргали мам за руку и требовали объяснений (а ведь кто-то жалуется на новое поколение!). Есть и третий этаж: там — музей Ломоносова, освещающий его деятельность, плюс другие экспозиции, которые представляют ранний период истории Кунсткамеры.
Следующий этап — Эрмитаж. Ходить уже было тяжеловато, так что огромная очередь в музей радости не прибавила. На определённом расстоянии друг от друга рядом с людьми стояли таблички: «Ждать осталось примерно 20\30\40 минут» (последняя цифра, наверное, особенно бодрит). Но плюсов в этой ситуации было два: ввиду того, что я студентка и прохожу бесплатно (так билет стоит 500 рублей, мухаха), то встаю в очередь поменьше. Стояли мы, кстати (с учётом покупки билетов) около получаса.
Я решила купить экскурсию: раза три нас предупреждали, что если задержаться у каждого экспоната музея хотя бы минуту, там нужно будет провести полные 11 лет, так что эту махину осилить самой мне было не под силу. Экскурсовод явилась с веером (дело не в одухотворённости: жара там неимоверная) и повела нас по музею, попутно объясняя, что он состоит из четырёх основных частей: Малый, Большой, Новый Эрмитаж и Зимний дворец (есть ещё зимний дворец Петра, но это я больше так, для достоверности). Мы начали с последнего, который, в основном, хвалился интерьером и множеством старинных костюмов. Мы прошли комнату, которую захватили большевики, мы рассмотрели наряды не только Николая II, но и его предков…Но когда спустя полтора часа экскурсовод сказала: «А сейчас мы идём в Малую часть», я с ужасом подумала, что не могу представить, сколько же мы тогда будем ходить по Большой, и отправилась собирать вещи.
Вы когда-нибудь заматывали чемодан, который закрылся далеко не с первого раза, пищевой плёнкой? Ехали в аэропорт на общественном транспорте? Осознавали, что у вашего чемодана отвалилось колесико, а вы уже опаздываете? Мне пришлось купить скотч и залепить толстым слоем конец палки, на коей располагались колёса, чтобы они оставались на месте! Хорошо, что меня провожали Полина и её молодой человек (который и таскал чемодан, а то я бы, чего доброго, психанула и оставила его на мостовой).
Приехали. Я зарегистрировалась, и мы пошли по проторенному пути — в Старбакс:
— Интересно, а нас здесь помнят?
— Ага. Знают, помнят, любят…
Сидели последние полчаса и пили кофе, только на этот раз — никакой суматохи и беспокойства: билеты куплены, квартира найдена… Но именно сейчас внутреннее состояние было хуже: сегодня гуляла по Эрмитажу, а спустя несколько часов — прощай город мечты? Держалась до последнего, пока не взлетел самолёт: соседка спала и никто не обращал внимание на моё тихое шмыганье.
Я проспала посадку и чуть не потеряла бирку от чемодана, вышла из аэропорта, и сразу же натолкнулась на мошкару. По дороге таксист говорил со мной о вере, совести, экстрасенсах и филологах… «Всё хорошее когда-нибудь кончается», — резюмировали родители. Да, кончается. Но остаются фотографии, тексты, СМС-ки, воспоминания…
Текст: Алёна Литвиненко
Фото: автора и взятые из свободных источников