Иван Павлович Шестаков, механико-математический факультет
03.07.2014
«Мне повезло, что оказался в нужное время в нужном месте»

Любимые книги – «Последний поклон» Виктора Астафьева и « 20 стихов о любви и песнь отчаяния» Пабло Неруда. В детстве Иван Павлович мечтал стать путешественником по диким местам. Лучшим местом в Академгородке считает Институт математики СО РАН.

Иван Павлович — советский и бразильский математик-алгебраист, доктор физико-математических наук:
– Для меня НГУ был естественным продолжением ФМШ, и никакие другие варианты я даже не рассматривал. В те золотые годы Академгородка я был уверен, что нахожусь в лучшем месте в мире, и после лучшей в мире школы буду поступать в лучший в мире университет.

– Почему вы решили переехать в Испанию, а потом в Бразилию?
– Я не «переехал» в Испанию, а поехал по научному контракту на три года в Университет города Овьедо, поднимать алгебру в Испании. Испания с детства была страной моей мечты, поэтому, когда меня пригласили, я не раздумывая согласился. В Бразилию меня вначале также пригласили поработать на один год. Поехал из любопытства – хотелось посмотреть эту экзотическую страну. Но за год она мне так понравилась, что решил остаться подольше.
Главная причина того, что я задержался в Бразилии – здесь очень уважают и хорошо поддерживают науку. Есть гранты, на которые можно приглашать коллег и постдоков, ездить самому, организовывать конференции. Мы с коллегами организовали больше 15 школ и конференций – и все это хорошо финансировалось. Я не знаю другого такого места, где бы так поддерживали науку. Между прочим, в Бразилии есть национальный день математика 6 мая, есть правительственная награда – орден «За научные заслуги».

– Ваше самое теплое воспоминание, связанное с НГУ?
– Может быть, это прозвучит странно, но одно из самых теплых – стройотряды. В первый раз я поехал после первого курса помогать восстанавливать после землетрясения Ташкент, потом ездил на север. До сих пор где-то лежит «За участие в строительстве первой в мире заполярной атомной станции». В стройотрядах появлялись новые и проверялись старые друзья – почти как у Высоцкого: «Там поймешь, кто такой»… В стройотряде на севере я познакомился со своей будущей женой.

– А смешной или интересный случай в НГУ?
– Много смешного было на военке, но эти истории уже стали фольклором. Вспомню другое. На третьем курсе мой сосед по комнате заболел дизентерией. Его положили в больницу и стали опрашивать нас, нет ли подозрительных симптомов? У меня на носу был экзамен, к которому я не очень был готов, и хотя я вроде был в порядке, решил воспользоваться возможностью продлить сессию и пожаловался. Меня положили на две недели в больницу СО АН (напротив восьмерки), и началась райская жизнь. В студенческой столовке кормежка была довольно скромная, а к концу месяца, когда стипендия заканчивалась, вообще жили впроголодь. А тут кормили пять раз в день вкусной диетической пищей – курочка с пюре, котлеточки, свежие овощи, фрукты…
К тому же мои соседи хворали по-настоящему, и аппетита у них не было, так что свои порции они тоже часто отдавали мне. В общем, не жизнь, а малина. Моим соседом был скромный паренек, который все читал какую-то популярную математическую книжку и выглядел типичным первокурсником. Я снисходительно спросил его: «Ты на первом курсе или уже на втором? Может, помочь тебе чего к экзамену?». Он так скромненько ответил: «Да нет, я уже кандидатскую защитил».
Уже работая в ИМе (институт математики) и в НГУ, я не раз встречался с Владиславом Васильевичем Пухначевым (ныне — член-корреспондент), но все как-то не спрашивал его: помнит ли он того нахала-студента из инфекционной больницы?

– Что связывает вас с университетом до сих пор?
– Связи, в основном, научные. Два года назад я руководил научным проектом в НГУ, недавно был соруководителем дипломной работы. Во время приездов в Академгородок участвую в научных семинарах.
– За что вы благодарны университету?
– Прежде всего, я благодарен М. А. Лаврентьеву и его соратникам за то, что они создали Академгородок. В моей судьбе ФМШ и НГУ стали главными.

Текст: Анастасия ПОЛЯКОВА
Фото предоставлены героем