Евгений Бурденюк, Механико-математический факультет
10.04.2014
«Универ научил меня решать вопросы»

Его любимая книга – «Финансист» Теодора Драйзера. Много времени проводил на стадионе НГУ, всегда занимался спортом. С ностальгией вспоминает старые разбитые аудитории 90-х, в которых находит особый дух студенчества того времени. Знал университет «от» и «до».

Евгений Бурденюк – генеральный директор компании «Отелит DEVELOPMENT», владелец около 40 объектов инвестиционной недвижимости, один из миллионеров Новосибирска.

– Как из выпускника механико-математического факультета получился миллионер?

– Миллионер – это громко сказано (смеется)! Сам я сирота. У меня была льгота на поступление в университет: достаточно было на троечки сдать. Но у мехмата была специальная программа досрочной сдачи экзаменов. Я решил поступать по ней. Сдал хорошо, поэтому поступил даже без льгот. Где-то в декабре на первом курсе пошел работать в охрану НГУ. В то время только делали пропускную систему, до этого вход был свободный. Поэтому университет добирал штат охраны, готовы были брать даже студентов. Уже тогда все думали о том, как заработать: придумывали схемы торговли, ломали в общагах головы, как выгодно продать тушенку, ездили вечерами работать грузчиками. С первого курса у всех была активная позиция, мы не были заняты одной учебой. В то время мы даже делали предвыборную кампанию одному депутату – проводили дискотеку в восьмерке.
Жил я, кстати, в первой восьмерке на пятом этаже. С первого по второй курс делал там полностью ремонт, чтобы получить маленькую комнату. Потом она считалась одной из лучших! Даже тараканов у меня не было: выморил их! Так я прожил в этой комнате шесть лет, еще и когда учился в магистратуре эконома.

– Не все дети сироты могут найти свое место в жизни… Им трудно учиться, реализовываться в жизни, что уж говорить о бизнесе… Откуда у вас взялась такая сила воли?!

– Активная позиция у меня была всегда! Вообще, до Академгородка я жил в небольшом городке в Самарской области, 150 км. от Самары. В девятом классе я пришел к своей старшей сестре и сказал, что хочу жить в большом городе. Хотя бы потому, что возможностей там больше. К тому же, по окончании школы я хотел быть городским жителем, а не приезжим в город. Я ездил в Самару на каникулы к тете, и на нас все смотрели: «У, деревня приехала!». Было два варианта: уехать в ту же Самару или Новосибирск. Я настоял на последнем варианте, и мы с сестрой приехали сюда. Здесь в отделе образования мэрии я заявил, что хочу учиться в гимназии, а не в обычной школе. Мне предложили несколько вариантов. Одним из них был Академгородок. Я решил учиться там, хотя и приходилось ездить с Первомайки, где мы жили, с двумя пересадками в школу.

– Начинали вы с маленьких проектов, а потом?

– Занимался я многим: лез в КВН, до него даже пытался выстроить карьеру с теми же ребятами с Первомайки. Но вовремя отстранился от этого, никуда не «вляпался». Начал смотреть здесь, в университете. Когда работал в охране, познакомился с Петей Тугулевым. Он занимался кафе на первом этаже лаба. До «Аквариума» это была маленькая кафешечка – одинарный киосочек, где продовали чай, кофе и булочки. Начал с ним общаться и видел, как студент третьего курса эконома уже зарабатывает деньги! А у меня? Ни родственников, ни знакомых бизнесменов – вообще никого… И именно он стал для меня примером!
Я понял, что нас ничего, по сути, не ограничивает, все возможности открыты! Днем я учился и работал, а в одиннадцать вечера приходил к Пете в киоск и помогал ему. Начал знакомиться со всеми бизнесменами университета. Петя рассказал, что начал с торговли на 9 мая. Я подумал: “А почему я так не могу?”. С другом из охраны мы решили собрать наш первый капитал. У меня был жесткий лимит. Рекордный – 200 рублей в месяц. Хорошо, был сиротский проездной, ездил я бесплатно. А еще было много картошки (смеется)! Я прям жил в университете. Спал в будке охраны: в неделю бывало по шесть дежурств подряд! Для того, чтобы собрать капитал, я даже все продал, что нужно и не нужно! Была жесткая позиция: собирать деньги! И на 9 мая у нас уже было 3500 рублей! Мы арендовали палатку, купили конфеты, пиво и всякую ерунду. Потом я зарегистрировал себя как индивидуальный предприниматель и начал торговать на Левобережном рынке.

– То есть, старт был успешным?

– Были успешные моменты и не очень. Начали, например, торговать на Левобережке одеждой. Это было удачно: первый киоск, третий… Потом решили продавать посуду, даже полезли в оптовую продажу бытовой химии… Но получалось не все! Представьте: первый- второй курс – ни опыта, ничего!

– Но все равно же советовались с кем-то?

– В своей среде, но не с преподавателями. Они мне больше помогли во втором высшем. И то не в бизнесе, а в других вещах. Воронин Александр Юрьевич помог мне в психологии, а в частности, в самомотивации и личностном росте. Эти моменты действительно важны! Но вот когда я защищал диплом, преподаватели отнеслись ко мне скептически. Тогда я занимался курами-гриль и писал работу по своему же бизнесу. «Тут университет, а у вас киосочки!», – сказали мне.
Реальный бизнес и теория – это две разные канвы. До сих пор, например, встречаюсь с Александром Юрьевичем. Недавно задал ему вопрос, почему мотивация персонала, которой он нас учил, у меня на работе не работает, не получается внедрить. Он посоветовал заниматься тем, чем я занимаюсь. Делать, как мне удобно! Тот же бизнес-план, которому нас учили, никому сейчас не нужен. Нужно понимать, что это носит формальный характер. Его нужно делать, но больше будут смотреть на твое понимание. Этому в университете не учат, к сожалению, понять можно уже только на работе. Конечно, меня задевало то, что преподаватели так отнеслись ко мне. Но с другой стороны, мотивировало: «Я вам еще покажу!».

– А нужно ли тогда вообще учиться?

– Нужно! Я до сих пор получаю образование. У меня два высших, но хожу на различные тренинги и мастер-классы. Конечно, сейчас это носит целевой характер, учусь конкретным вещам.

– А за что вы благодарны университету?

– Он научил меня решать вопросы. Например, то же решение, как списать на экзамене (смеется). Да и, в принципе, математика – это задачи. Сама жизнь состоит из этих задач! Только в математике это теория, а здесь – реальные ситуации, различные способы решения и необходимость найти оптимальные условия.

Текст: Ксения ФИЛИППОВА
Фото: Мария КОВГАНИЧ