Лиза Маяковская
20.03.2013
«Не надо говорить людям, куда положить руку. Надо чувствовать их, ловить то, что скрыто»

По дороге в университет Лиза смотрит на деревья и небо, её Учитель с большой буквы – Александр Викторович Журавлев, научный руководитель Лизы.
– Книга, изменившая тебя?
– Наверное, можно назвать Сартра… но он сейчас такой востребованный, все его читают, думают, что экзистенциализм познают… На самом деле ничего они не познают.

- Что для тебя фотография?
- Это мой способ существования. Как бы это пафосно не звучало, но я мыслю себя фотографией. И я вижу фотографией, – говорит Лиза и тут же поясняет, – Есть объективная реальность, а мне интересно в этой реальности находить другую. Раньше я делала всякие образы, девочки в платьишках в лесу… Сейчас мне кажется, это неправильно – получаются картинки, а фотография ради другого существует, чтобы искать потаённую реальность в объективной.
- А она всегда есть?
- Она есть здесь, – отвечает Лиза, указывая на свою голову.
Она перестала делать «картиночки» после поездки в Камбоджу:
- Посмотрела, как эти люди живут – они такие счастливые! Не обременены цивилизацией… Нет, я не ставлю планку – что лучше, что хуже. Просто это альтернативная реальность. Возможно, нужно её увидеть, чтобы начать ценить то, что у нас есть и не стремиться к каким-то высотам. И я начала работать по-другому – изменилась методология. Не надо ставить людей, не надо говорить им, куда положить руку, но надо чувствовать их, ловить то, что скрыто.
- Кто твои любимые фотографы?
- Очень нравится Magnum Photos, сейчас для меня это планка. Эти фотографии позволяют мне расти, вдохновляют меня.
Один из фотопроектов, которые делает Лиза, называется «Жёны синей бороды»:
- Этот проект направлен против насилия в семье – когда человек тебе близкий совершает против тебя насилие, это гораздо страшнее, потому что ты больше всего ему доверяешь. Новостные ленты пестрят сообщениями о мужском насилии и это связано с тем, что у нас извращённое понимание мужского. Меняются роли – женщины принимают некоторые функции мужчин, а им сложно в этом мире становится. И получается такая извращенная мужественность, путём насилия над женщиной.
- Как ты видишь дальнейшую жизнь этого проекта? Хочешь сделать выставку или опубликовать его?
- Наверное, надо что-то сделать. Но мне сложно управлять такими вещами…
- То есть ты художник, но не импресарио?
- Да! Мне сложно себя пиарить, рассказывать о себе… я занимаюсь своим делом, в нём нахожусь. Хотя меня взяли на выставку современного искусства в Красноярске, она называлась «Без цензуры».
- Какие твои работы взяли на эту выставку?
- Одна из них – мёртвые копыта, так нельзя, конечно сказать… в общем, отрубленные копыта. Они все такие в сене… мне это близко, потому что я сама вегетарианка и ещё: после нас остаётся какая-то оболочка, те же самые копыта.

Текст: Евгения СОКОЛОВСКАЯ
Фото: Анастасия ФЕДОРОВА