Румиль Басыров
21.01.2015
«Вы приехали сюда учиться»

Магистрант механико-математического факультета и командир Студенческого патруля НГУ Румиль Басыров рассказал о том, какой опыт приносит служба в СТОПП и какие поблажки делают патрульным в университете.

— По званию вы командир. Что это значит?
— Смотрите: когда человек только попадает в СТОПП, у него нет никакого звания. Для начала он должен пройти аттестационный курс, мы его называем «курсом молодого бойца», — тренировки и лекции. По завершении этого курса он сдаёт аттестацию и получает звание стажёра. Стажёр участвует в оперативной работе и постепенно приближается к следующему званию — «оперативник». Оперативник отличается от стажёра тем, что он может быть старшим в каких-то ситуациях. А следующее звание — это уже «командир». Командир — это тот человек, который ходит с телефоном студенческого патруля и отвечает на вызовы.
— И чем же вы занимаетесь в организации как командир?
— Основная задача командира — это как раз дежурство с телефоном. Командиры и оперативники также могут быть главными в патрулях, которые мы регулярно проводим. Каждый год у нас проходит набор в организацию, а значит, появляются новые стажёры, которых нужно учить. Этим тоже занимаются командиры — мы передаём свой опыт как старшие товарищи.
— Чему именно учите стажёров?
— Много чему: зачем нужен СТОПП, как вести себя в патрулях, как реагировать на вызовы, как ориентироваться на местности… Студгородок ведь нужно хорошо знать: где какая общага находится и какой у неё адрес, какие тропинки здесь есть.
— Как вы попали в СТОПП?
— Случайно. Я был скромным и необщительным, а мой сосед был энтузиастом, который всегда и везде участвовал. Во время обхода первокурсников к нам зашли, рассказали об организации и предложили вступить. И сосед, конечно, согласился. А я решил сходить с ним за компанию. В итоге, он бросил занятия где-то после десятой тренировки, а я так и остался на шесть лет.
— Шесть лет… Не было сложно совмещать учёбу и «службу»?
Один из наших главных принципов — это добровольность. Каждый выделяет столько времени, сколько он хочет. Поэтому сложностей никаких не было. Конечно, в начале семестра мы все заполняем расписания, чтобы командирам было легче ориентироваться, когда кого звать в патруль или на вызов. Но учёба всегда остаётся на первом месте, поэтому никого не заставляют идти в патруль, если он занят. «Вы приехали сюда учиться», — мы так и говорим стажёрам.
— Делают ли СТОППовцам какие-нибудь поблажки в университете?
— Раньше никаких поблажек не было. Но недавно нам удалось приравнять курс тренировок к посещению физкультуры. Естественно, тренировки теперь прогуливают меньше, потому что мы не сможем поставить зачёт без полного посещения курса (смеётся). Вот и получается такой небольшой бонус для стажёров. Кроме этого, НГУ предоставляет нам возможность ходить в бассейн и тренажёрный зал.
— Много новичков приходит в начале года? Сколько из них в итоге остаётся?
— Сначала бывает довольно много, хотя с каждым годом «новобранцев» у нас становится всё меньше. А до аттестации обычно доходит примерно треть тех ребят, которые начинают ходить на лекции и тренировки в сентябре. Зато к нам приходит всё больше девушек.
— Девушки занимаются тем же, чем и парни?
— Курс тренировок они проходят — если, конечно, хотят. Организация ведь добровольная, и посещение тренировок тоже добровольное. Если ты хочешь научиться, то ходишь на занятия. Ну а если не ходишь, то и аттестацию не сдашь. Но потом девушки в основном занимаются «бумажной» работой: составляют статистику и пишут сводки для университета.
— Как проходит рабочий день СТОППовца?
— Здесь всё зависит от звания. У командира день начинается с того, что он принимает дежурство, а потом целые сутки ходит с телефоном патруля. Оперативник должен провести патруль, а стажёр — подежурить в опорном пункте. Обязанностей много, и у каждого они разные.
— Были ли случаи, когда удалось задержать опасного преступника или, наоборот, не удалось?
— Обычно не получается поймать известных всем академовских эксгибиционистов. К сожалению, нам звонят довольно-таки поздно. Конечно, мы всех предупреждаем, что сообщать о происшествиях нам нужно как можно скорее. Но всё равно получается, что пока человек сообразит, пока позвонит, пока мы прибежим… Естественно, на месте уже никого нет. Хотя иногда всё же получается задерживать эксгибиционистов.
Лично в моей практике яркий и важный случай был этой весной, когда мы смогли задержать человека, который пытался изнасиловать девушку.
— Что даёт вам СТОПП, кроме осознания того, что вы делаете жизнь в студгородке более безопасной и спокойной?
— Возьмём те же самые курсы: лекции и тренировки, о которых я говорил. Думаю, пользу тренировок пояснять не нужно, да и лекции у нас довольно интересные. На мой взгляд, самое полезное и самое важное из них — основы Уголовного кодекса. По сути, это то, что должен знать каждый гражданин Российской Федерации: например, почему каждый человек может задержать преступника.
А ещё это хороший опыт общения: и со студентами, и с администрацией университета, и с полицией, и с каким-то преступным элементом. После этого легче находить язык с любым человеком.

Текст: НАСТЯ ЛИДЛИ
Фото автора и из свободных источников