Илья Эль
09.01.2015
«Нужно показывать публике, что ты этим живешь»

Литературовед по образованию, Илья Эль знает все не только о литературе, но и о музыке. Окончив НГУ, он стал одним из самых известных DMC города, а также автором и исполнителем собственных песен, но быть диджеем и тусовщиком он не хочет, мечтая изменить мир к лучшему с помощью качественного звука.

— Когда ты начал работать?
— Еще в 1999 году, когда учился в школе. С трудом понимаю, как нас тогда вообще пускали в клубы: нам было четырнадцать лет где-то, и вот эти пять маленьких шмакодявок шли в клуб и говорили, что они крутые танцоры, и что сейчас будет шоу. А арт-директоры соглашались! Но нас, кстати, очень хорошо воспринимали, и деньги я начал зарбатывать уже тогда. 
— Как твое образование связано с работой?
— Как бы это странно ни звучало, моя профессия литературоведа непосредственно связана с работой. На самом деле, я очень люблю поэзию и пишу стихи, поэтому и выбрал филологию — чтобы развивать свой зачаток таланта. И, да, мне до сих пор очень сильно помогает владение словом: я же пишу песни, стихи, работаю ведущим, английским владею хорошо — это все дал мне университет. Я ни капли не жалею, что закончил именно эту специальность, но при этом скажу одно: если у тебя большие амбиции, то филология не для тебя, потому что твоя специальность — преподаватель русского и литературы со знанием английского языка, а на этом не заработаешь.
— В чем сейчас заключается твоя работа?
— Моя работа — это современная электронная музыка.
— Сколько времени у тебя уходит на переделку или написание трека?
— По-разному: иногда мы с Максом (соавтор Ильи, который исполняет вместе с ним песни  — прим.авт.) пишем трек на протяжении двух недель, а иногда пишем два трека за один день. Понятное дело, что мы потом этот трек дорабатываем, шлифуем, чтобы он звучал хорошо. Но на самом деле, если мне нравится музыка и с нее прет, то я сразу же все увижу и напишу, а если нет, могу откладывать неделю. У меня даже сейчас висит песен десять, тексты на которые я не могу написать уже месяца два!
— Что важнее: то, что ты играешь или то, как ты играешь?
— А это нельзя разделить, потому что в этом сочетании и есть все искусство. Мало того, что нужен грамотно подобранный материал, так еще и необходимо уметь сводить треки, чтобы они плавно перетекали друг в друга, грамотно преподносить их публике, пользоваться звуковыми эффектами… Но самое главное, как по мне, то, что диджей должен уметь общаться с публикой, понимать ее желания.
Сейчас многие диджеи переходят на контроллеры — это такая вещь, которая позволяет играть не с флешек и не с дисков вручную, а с ноутбука: они просто смотрят, что происходит, и нажимают на кнопочку, а контроллер уже все рассчитывает и подстраивает. Мне это не нравится, и я не хочу переходить на эту высокотехнологичную продукцию. В моих программах всегда присутствует импровизация, я знаю примерно трека на три-четыре вперед — но это выстраивает моя голова, а не ноутбук, потому что нужно показывать публике, что ты этим живешь, что ты играешь для нее.
— А качество звука от контроллеров меняется?
— Да, но всем на это наплевать, во-первых, потому, что у нас мало клубов с хорошим звуком, а, во-вторых, потому что разницу между форматами мало кто заметит. По этой же причине на данном этапе нет потребности в покупки треков в хорошем качестве: тебе же все равно придётся из более качественного формата переводить всё в простой mp3.
— Скажи, как стать диджеем или МС?
— Было бы желание, на самом деле. В России легко, у нас этих диджеев, как… фотографов свадебных. Большинство людей убеждены, что диджей – это человек в центре событий: он тусовщик, он пьет, его все знают, при этом он еще и ставит прикольную музыку, под которую все пляшут и машут руками. Но на деле это не так: у нас в стране хороших диджеев можно сосчитать по пальцам, потому что диджей — это в первую очередь музыкальный продюсер. Есть, конечно, известные, признанные диджеи, которые за свою жизнь ни одного трека не записали, но их уважают, потому что в свое время продвинули какое-либо направление в музыке. А те, что зашли на сайт популярного радио и скачали треки, чтобы ставить их в клубе — это не диджеи.
— Ты говоришь о стереотипах про диджеев, а какие лично про тебя — правда?
— То, что я наркоман – это неправда! Просто было такое время, когда многие задавались вопросом: как товарищ SevenEver может отработать четыре ночи подряд с десяти вечера до десяти утра, а потом еще на фестиваль в выходные съездить и там поучиться? У меня были такие дни, когда я за четыре дня спал часов по десять, но это потому что я работу свою люблю, а не потому что я наркоман.
— Помимо наркотиков есть еще какие-то стереотипы?
— Да, говорят, что деньги людей портят, или что клубная культура портит человека, потому что вокруг алкоголь, разврат и прочее, но я знаю людей, которые приходят действительно просто послушать музыку или потанцевать. Я лично прихожу в клуб, чтобы донести что-то для людей. Именно поэтому сейчас я делаю упор на авторское творчество: хочу сделать мир чуть лучше, сделать что-то хорошее.
— И каким образом ты делаешь мир лучше?
— Можно строить детские сады, можно финансировать благотворительные фонды, можно заниматься общественной деятельностью, но я не Леонадро ДиКаприо, и у меня нет лишнего миллиона долларов, чтобы выделить его на социальные проекты. Я только могу воздействовать на людей с помощью музыки. Настоящая музыка трогает душу, она меняет человека. У меня есть много…не то чтобы кумиров, скорее людей, которых я уважаю, треки которых слушаю и после которых хочу творить добро. Мне бы хотелось быть в глазах людей таким же «доброжелательным» исполнителем.
— Тебе не кажется, что твоя созидательная идея не соответствует месту реализации?
— Большинство того, что мы пишем, не нацелено на все наши клубы: именно поэтому мы не так известны, как Иван Дорн или Макс Корж. Вот все смеются над ним, а он при этом заслуженно получает шестьсот тысяч за концерт без учета проживания, еды и прочего. Но такое искусство — ширпотреб: оно нужно большинству. А было бы очень здорово, если бы у нас в стране поднималась клубная культура за счет качественной непопсовой музыки. Ведь сейчас в клубах есть арт-директор, директор, обслуживающий персонал и учредители, и последним очень нужны деньги — поэтому все остальные делают всё, чтобы эти деньги получить и  играют попсу.
—  А ты не хотел никогда стать более попсовым диджеем ради денег?
— Периодически я работаю на корпоративах и получаю в разы больше, но у меня нет для этого специализации. Да, я могу выйти и провести свадьбу, но при этом буду переступать через себя. Мне не сложно отыграть попсу — в академовских клубах я ее чаще и играю — но попса тоже разная бывает: когда была популярна песня «О, боже, какой мужчина», я ее ни разу не поставил.

Текст: АННА ПОНОФИДИНА
Фото: БОРИС ДЬЯКОВ