Валерия Ершкова
10.12.2014
«Музыка пахнет надеждой»

Любимое место Валерии в Академгородке— берег Обского моря, любимая книга— «Алхимик» Пауло Коэльо, а в минуты жизненных неурядиц она говорит себе фразу Пушкина: «Если жизнь тебя обманет— не печалься, не сердись! В день уныния смирись: день веселья, верь, настанет».

— Валерия, расскажите, как вы начали заниматься музыкой?
— Ещё в начальной школе мне очень хотелось петь, но учительница сказала: «Нет, иди, танцуй», и я как-то не стала заниматься. А когда я перешла в другую школу, то решила научиться играть на гитаре, однако в музыкальной школе не оказалось мест, и мне сказали: «Иди на вокал». Я расстроилась, но пришлось идти туда.
— У вас очень низкий, бархатный голос. Он всегда был таким, или это результат работы, тренировок?
— Когда я начала заниматься, голос мне поставили. Но он изначально был такой фактуры.
«Поставить» голос— это сложное понятие. Когда я была маленькой, то не осознавала этого, но сейчас я понимаю, что надо делать много дыхательных упражнений, много распевок, плюс физические упражнения.
— Интересно, например, какие?
— Мы часто наклоняемся, когда надо, чтобы диафрагма расправилась, чтобы мы почувствовали «опору» звука. Рекомендуют также петь лёжа, чтобы почувствовать тело, опять-таки расправить диафрагму.
— Вы сказали, что хотели пойти на гитару, но не получилось. По прошествии лет никогда не хотелось оставить пение и пойти туда, куда хотелось, раз уже ничто не мешает?
— Всё получалось как-то совмещать. На гитаре я научилась играть в детских лагерях, там это быстренько показывали за две недели. Очень скучаю по фортепиано, в музыкальной школе был такой предмет, но когда я полностью ушла в вокал, то перестала играть. Сейчас пальцы уже не помнят, а иногда хочется.
— Как вы пришли в преподавание?
— Это было очень неожиданно. Я закончила ФМШ, и после первого курса в НГУ мне позвонил руководитель по культурной организации школы и сказал: «Лера, а давай-ка сделаем вокальную студию ФМШ». И я: «А давайте». И как-то всё это очень просто получилось, мы решили, что нужно попробовать.
— С чего вы начали организацию студии?
— Сначала мы объявили небольшой набор, чтобы просто посмотреть, кому это будет интересно. Оказалось, что в физмат школе очень много талантливых детей: многие на чём-то играют, поют, танцуют. Это стало открытием, потому что они все в науке, а сюда приходят и отдыхают. От них чувствуется очень большая отдача.
Потом я спросила, кто что хочет, кому что интересно, и мы по кирпичику, все вместе начали выстраивать деятельность. Понятно, что есть какие-то обязательные концерты, на которых мы должны спеть, но в процессе возникают разные предложения, например, устроить вечер лирической песни.
— Чем отличается преподавание для детей от преподавания для взрослых?
— С детьми, наверное, лучше, потому что они всему верят и всё делают (смеётся). Их очень легко увлечь, заинтересовать. Можно только закинуть удочку, а они уже дальше набирают обороты. Ещё легко работать с теми, кто этим не занимался, потому что лучше учить, чем переучивать. И дети привлекательны своей эмоциональностью, своей отдачей. Они очень искренни и очень сильно заряжают меня.
У взрослых есть какие-то установленные правила, понятия, которые очень сложно менять. Если они уже где-то занимались, и методики отличаются, то взрослые не всегда этому рады. Наверное, им просто труднее меняться.
— Если вы видите, что ребёнок не умеет петь, что у него не получается, то как отказать ему помягче, так, чтобы он не обиделся?
— Я никогда не говорю, что у него не получится. Я говорю, чтобы он ходил, старался, слушал, говорю, что я могу ему помочь. Однако предупреждаю, чтобы он был готов, что на выступлениях у него будет получаться не сразу, не мгновенно. Но если хочешь— работай. К тому же, не все приходят сюда для каких-то супердостижений, многие приходят просто для атмосферы. И если кто-то не может петь, то он может, например, предлагать идеи для песен, идеи для выступлений.
— Я знаю, что вы преподаёте в летней школе в Казахстане. Как вы туда попали?
— Это совсем другая сторона моей жизнедеятельности, но похожая на основную (улыбается). Наша школа каждый год организует выездную летнюю школу в Казахстан. В июле туда приезжает коллектив из двадцати человек. Они преподают физику, математику и химию казахским школьникам. Потом ребята сдают экзамены и могут поступить к нам.
Я поехала туда случайно, меня позвали в команду из трёх человек в качестве культурного организатора, потому что дети учатся только полдня, а другие полдня их нужно развлекать. Два года я ездила туда именно в этом качестве, а так как я учусь на ФЕНе, на химии, то в прошлом году поехала уже как преподаватель. То есть утром мы занимались химией, а вечером пели песни (смеётся).
Что интересно, туда приходят буквально шестиклассники, которые могут ходить в эту школу года четыре, не только из-за знаний, но и из-за культурной программы. В обычной школе у них это почему-то не распространено.
— Думаю, что как человеку, который тесно взаимодействует с детьми, вам можно задать этот вопрос. В чём основная проблема нынешнего поколения?
— Я работаю не с проблемными детьми, так глубоко судить не могу (улыбается).  Наверное, есть проблема избытка информации, избытка соблазнов, потому что когда учились наши родители или даже мы, у нас не было вариантов того, как себя вести.
Сейчас очень разбалованный мир, в нём можно заблудиться, потеряться, не распознать, где белое, а где чёрное. Обязательно нужен какой-то наставник, потому что дети очень доверчивые, они всему верят, им всё хочется, им всё ново (улыбается).
— Давайте абстрагируемся от «детской» темы. Какие песни вы любите петь, когда остаётесь одна?
— У меня очень много песен под настроение. Когда я чем-нибудь занимаюсь, то люблю слушать фортепианную и скрипичную классику. А в душе обычно пою то, что мне надо выучить к концерту или к репетиции. Соседи не всегда рады. Хотя однажды ко мне пришёл сосед и сказал: «Хорошо поёте» (смеётся). Было очень приятно.
Мне всегда очень важен текст, всегда обращаю на него внимание. Мне очень нравится группа «Fleur», у них неповторимые, глубокие, метафоричные тексты, в которых очень много можно найти. Когда я остаюсь одна, хочу помечать, то слушаю именно их.
— Многие люди говорят, что музыка обладает целительной силой. А что музыка значит для вас?
— Да, я согласна, что музыка обладает каким-то волшебством. Для меня музыка— это целый мир, который всегда открыт. С одной стороны, он загадочный, со своим многообразием, а с другой— он всегда правый, всегда верный, всегда светлый. От музыки нельзя ждать ничего плохого, ты можешь ей довериться, можешь в неё окунуться. В ней можно либо найти эмоции, которых тебе не хватало, либо наоборот, «вылить» в неё переизбыток своих чувств. С музыкой легче идти, а с песней— так особенно (смеётся). Думаю, что музыка пахнет надеждой.

Текст: ДАША СЛЕПНЁВА
Фото: АНАСТАСИЯ ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВА