Нина Ильинична Крошкина, ФИЯ
02.10.2014
«Английский помогает мне жить»

Любимое место в Академгородке – университет, ведь «он оставил большой след и в сердце, и в уме». Сейчас любит разгадывать кроссворды на русском и английском языках, а в юности увлекалась отечественной и зарубежной классикой.Когда заканчивала школу, мечтала получить высшее образование и поступила на только открывшуюся кафедру иностранных языков: секцию английского, хотя в школе изучала немецкий.

– Я начала работать в университете с самого его открытия — только со второго семестра. С 60-го года по 98-й: получается, 38 лет. Тогда были только механико-математический факультет и факультет естественных наук, и я преподавала у всех студентов. У меня были математики, физики, химики. Потом открылся экономический факультет в здании Вычислительного центра: вы, наверное, не знали об этом, но там был еще гуманитарный. Так, с самого открытия эконома я начала их учить английскому и закончила тоже с ними же. Еще немного работала у юристов.

– А когда ушли из университета, чем стали заниматься?
– После 98-го года меня пригласили в гимназию № 5. Я вела там дополнительный английский, вне занятий. Из разных классов ко мне приходили ученики. Потом, чтобы не оторваться от жизни, решила пойти в английский клуб Дома Ученых: посмотреть, что там. Так, раз в неделю я их и посещала. Туда приходили американцы и англичане: они просто болтали на английском языке, рассказывали истории, задавали вопросы. Были и выпускники НГУ. Однажды я пригласила некоторых иностранных гостей к себе домой на чай: мне хотелось еще с ними поболтать.
Хочу сказать, что не теряю эту ниточку и до сих пор занимаюсь английским языком, не бросила. Сейчас я все еще преподаю немного: вот школьница ко мне ходила одна, потом выпускник НГУ, до сих пор кто-нибудь обращается. И это мне помогает жить и радоваться жизни, потому что есть общение. Так сложилось, что вторник у меня — день открытых дверей, и ко мне всегда кто-нибудь приходит, мы пьем чай и общаемся по-английски.

– И иностранцы тоже приходят к вам сейчас?
– Да, со многими мы до сих пор поддерживаем связь. Был такой один американец, Дэвид Эллисон, тоже ходил в клуб в Доме Ученых. Он приглашал в гости нас, а я пригласила его. Совсем недавно, в феврале, он ко мне приезжал со своей семьей. Пять человек их было: мама Дэвида с отчимом, его жена и маленький ребенок. Потом они уехали, но оставили свои координаты.
Была и еще одна американская семья, Лэри и Сьюзен. Сейчас они живут в штате Вашингтон. Лэри, кстати, преподавал на экономическом у нас в университете, а потом и Сьюзен тоже – только на социологии. Однажды они меня в город позвали, в кафе «Жили-Были», но так это произнесли по-русски, что я ничего не поняла и потом очень долго их искала (смеется). Вообще, я всегда поздравляю всех иностранцев с днем рождения и с днем независимости США, четвертого июля. Лэри и Сьюзен тоже присылают мне фотографии, письма и даже посылочки всякие. Еще у меня были Джон Мазер — американский физик, и Том Пэйн — он преподавал в университете лингвистику на гуманитарном факультете, причем на русском языке. Помню, в НГУ работал Джеффри Стэнсфилд: два года он учил английскому языку студентов и с преподавателями тоже занимался. Это первый англичанин, который приехал к нам на кафедру, и мы все были в него влюблены, а он нам читал по-английски и песни пел (улыбается). Сейчас ему 66 лет, живет в Испании.

– А вы бывали за границей?
– Я никогда не ездила за границу, и никогда туда и не тянуло. Я встречаю здесь иностранцев: они приходят ко мне в гости и мне хватает этого общения. Как-то нас, преподавателей английского языка, пригласили в Москву на курсы повышения квалификации — вот туда ездила. По нашей стране я много путешествовала. Я когда-то в баскетбол играла, представьте себе, и была даже в сборной Новосибирска. Вот с ними очень много поколесила по России. А что касается курсов повышения, то там тогда составили список тех, кто поедет в Англию. Моя фамилия стояла второй в списке, и я должна была ехать, но отказалась, потому что у меня мама была уже в возрасте. Я подумала, как она тут без меня будет, поэтому и не поехала. Но не жалею: я вообще не из тех, кто рвется за границу.

– Вы всю жизнь жили здесь, в Академгородке?
– Я начала сюда ездить из города, когда он еще строился. Сначала в школу, где преподавала, потом открылся университет. Тогда не было государственных автобусов. Возили только строителей или кирпич. И я выходила на Советскую улицу в городе и голосовала, ловила попутки. Садилась с шофером в кабину и так ехала до Матвеевки, потом выходила, потому что он сворачивал в Матвеевку, снова ловила попутки: до Ельцовки, а потом уже до Академгородка (смеется). Так я два года проездила, а потом мне дали квартиру, в ней я сейчас и живу.

– А в чем, на ваш взгляд, заключается секрет быстрого овладения иностранным языком?
– В общем, чтобы разговаривать на английском, надо либо жить в той стране, либо общаться с носителями языка. Необязательно знать много слов, а нужно уметь из этих слов составлять комбинации. Сейчас я люблю слушать передачи и аудио уроки на иностранных языках. Я не ставлю себе задачи их выучить, просто мне интересно. Пока интерес к английскому языку не пропал и есть общение – у меня есть стимул.

Текст: Юлия БОКОВА
Фото: Мария КОВГАНИЧ