Жанна Резникова
26.09.2014
«Знаете, я всю жизнь связана с НГУ»

Героиня сегодняшнего дня и участница конгресса выпускников — профессор Жанна Резникова: заведующая кафедрой сравнительной психологии НГУ, которая совершила и продолжает совершать открытия в области изучения интеллекта и коммуникации животных, а также руководит лабораторией поведенческой экологии сообществ в Институте систематики и экологии животных СО РАН.

Нашей героине любимы леса Академгородка, а  из сериалов, которые она, в общем-то, практически не смотрит, больше всего нравятся «Интерны». В минуты жизненных трудностей она говорит себе: «Прорвёмся!»

— Почему вы выбрали для своих исследований именно муравьёв?

— Муравьями я увлеклась ещё в студенческие годы, на лекциях по общей биологии, которые читал очень яркий профессор того времени И.В. Стебаев. А в последние годы мои интересы сильно расширились, потому что сейчас в лаборатории мы занимаемся не только муравьями, но и другими животными: это и птицы, и разные виды грызунов.

— То есть, нельзя сказать, что у вас муравьи — любимцы?

— Нет, можно, потому что это действительно увлечение моей юности и по муравьям я защищала и кандидатскую, и докторскую диссертации… Есть такая узкая специализация даже — мирмекология. Просто в последнее время мои интересы стали шире.

— Скажите, что удивило вас в этих исследованиях не как учёного, а как человека?

— Знаете, основное открытие меня и моего соавтора — Бориса Рябко, который на данный момент является ректором СИБГУТИ — это то, что мы открыли язык муравьёв. У них есть очень сложная система передачи информации абстрактного характера: о  последовательности поворотов, количестве объектов. Этот язык по некоторым параметрам напоминает язык человека: они так же, как и люди затрачивают больше времени на передачу более сложной информации. И самое главное, что их система коммуникации — гибкая, то есть они могут изменять её в зависимости от задачи, понимая закономерности.

— Например?

— Вот смотрите: возьмём информацию о последовательности поворотов. Я вам хочу сказать, что нужно идти налево, направо, потом налево, ещё раз налево и опять направо — то есть, пять поворотов.  Я думаю, что вы вряд ли запомнили — я сама не запомнила, что вам сказала. А вот если я вам скажу семь раз свернуть налево, то затрачу меньше времени, чтобы вам это передать, и вы это сразу запомните. Это значит, что я уловила закономерность этого «текста» (можно считать, что это текст из двух букв — Л и П, лево-право) и использовала её, чтобы оптимизировать свое сообщение. Удивительно, что муравьи тоже на это способны.

 — Я знаю, что ваши родители — музыканты. В связи с этим вопрос: что вам больше интересно — наука или творчество?

— Вопрос интересный, потому что я это довольно успешно совмещаю: я автор мюзиклов о жизни науки. Последний мой мюзикл называется «Мизерабли: жизнь в науке» и рассказывал о реформе РАН. За основу был взят сюжет «Отверженных» Гюго, а текст был опубликован в день подписания этого печально известного указа. Вот это, наверное, одно из самых приятных моих достижений, синтез науки и творчества.

— Расскажите о планах на будущее: как с наукой связанных, так и не с наукой?

— В этом году наша лаборатория выиграла грант российского научного фонда, где был очень высокий конкурс. Сейчас мы сосредоточились на выполнении этого проекта, для чего нужно множество публикаций как в российских журналах, так и в зарубежных.  Это, конечно, формальная сторона планов, так что наша задача — написать не просто много статей, но много статей интересных и достойных.

Уже в пятницу я буду выступать на конгрессе, а тема моя будет называться «Сколько умных нужно популяции, чтобы избежать краха». Речь вообще-то пойдёт о животных, а не о людях, но, там, конечно, содержится намёк на людей. Этот как раз связано с грантовым проектом.

— Поподробнее расскажете?

— Могу привести такой пример. В одном нашем эксперименте получилось так, что когда муравьи лишились своей интеллектуальной элиты, то закрылись в гнезде и перестали из него выходить. Мне хочется провести параллели между этим экспериментом и реформой Академии. Так что я поставлю перед слушателями вопрос: можем ли мы, выпускники НГУ, помочь нашей популяции избежать такого краха?

— Почему вам интересно выступить на конгрессе?

— Знаете, я всю жизнь связана с НГУ. Я его закончила, я училась здесь в аспирантуре, я здесь преподаю. Поэтому, конечно, для меня это интересно — ведь здесь у меня множество коллег и друзей.

— Я, конечно, не буду спрашивать, с кем работать лучше — со студентами или муравьями — но скажите, почему работа со студентами доставляет вам удовольствие?

— Потому что это всегда какой-то свежий взгляд. Мне приятно им что-то рассказывать, объяснять. Вопросы, которые мне задают ученики, всегда интересны и зачастую помогают что-то переоценить… Есть даже такая шутка преподавательская: пока объясняешь, и сам поймёшь.

— А скажите, есть ли какие-то кардинальные отличия между студентами-психологами и студентами-биологами?

— Вы знаете, есть. Психологи именно гуманитарии, а биологи — естественники, естествоиспытатели. И хоть я близка к гуманитариям по духу, естественники мне ближе и понятнее по подходу к жизни. К психологам же нужно приспосабливаться, но зачастую это даже бывает интересно.

Текст: АЛЁНА ЛИТВИНЕНКО
Фото: АНАСТАСИЯ ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВА