Екатерина Осипова и Алексей Щеглов
25.09.2014
«Мы просто смотрим на вещи с двух полярных сторон»

Любимое место в Академгородке у Лёши — лабораторный корпус (потому, что там много девушек,), у Кати — дорожка от лаба в главный. Любимый сериал нашего героя — «Доктор Хаус», героини — «Касл» и «Шерлок». В минуту жизненных трудностей Лёша говорит себе: «Чё я, не мужик что ли», а Катя — «Ты всё сможешь сделать: это вопрос времени».

Журналист: Расскажите, какая у вас здесь иерархия?

Катя: Изначально мы не собирались делать должность главного редактора — хотели дружным коллективом всё решать. Первые месяца три так и было.

Лёша: Бабья демократия…

К: Неправда! По части программ, структур, формата главной была Таня Пичёва, но общие идеи обсуждались вместе. А потом мы решили, что нам нужен какой-то порядок — всё-таки, мы все разные: физики отличаются от химиков, журналисты от филологов… После был ещё один редактор, но у него не хватало времени. Он ушёл, а мне ребята сказали: Катюха, давай ты будешь главным редактором! Сразу после первого курса!

Л: Кроме того, на «Кактусе» есть новостники, авторские программы, а сейчас мы развиваем такие ветки как видеоновости и мероприятия.

А в целом у нас бабья демократия с главным редактором.

К: Да это он ноет. Не бабья.

Ж: А чья?

Л: У нас, в общем-то, структура есть, просто она немного размытая. Есть совет старейшин — люди, которые основали радио и закончили университет, но на правах «стариков» говорят, что нужно, а что не нужно реализовать. Плюс занимаются технической частью по исторически сложившимся причинам: настраивают и закупают оборудование.

Ж: Как работает радио на данный момент?

К: Сейчас у нас проблема с тем, что ребята, которые были на радио в прошлом году, заканчивают университет либо устают от старых программ, а потому уходят. Так что осталось всего 4 программы, из-за чего мы организовываем набор. Мы хотим перейти на подкасты в контакте, выкладывать туда новые выпуски программ, потому что вещать в прямом эфире один раз в неделю не хочется.

Л: Но нам всё равно хочется делать нормальное, ежедневное вещание, чтобы нас, конечно же, слушали. Это можно осуществить двумя способами: сказать человеку, что ты сидишь и слушаешь — у тебя нет выбора; либо заинтересовать. Пока мы попробуем первый вариант: в планах установить оборудование в «Старом замке» и «Аквариуме». По сути, мы обяжем нас слушать!

Ж: А какую работу в «Кактусе» ты делаешь на данный момент?

Л: На данный момент я как раз-таки занимаюсь мини-проектами типа «Мисс-фото НГУ» — могу смело сказать, что это моё детище — и мероприятиями: по сути, делаю то, что мне интересно.

Ж: Зачем это всё вам нужно?

Л: У нас есть много девчонок (смеются). А вообще, мне хочется донести свои мысли, опыт до слушателя. Пустите к микрофону, я жажду вещать!

Ж: Кать, а тебе? Зачем нужна напряжная работа главного редактора?

К: Скажем так: я бы без этого не то чтобы сошла с ума…но я со школьных лет привыкла чем-нибудь заниматься: мне надо куда-то девать свою энергию. Не могу сидеть часами и читать книжки: мне нужна смена деятельности. И в плане именно руководства…нет, ну они сами меня выбрали…

Л: Так сложились обстоятельства!

К: (смеётся) Да, так сложились обстоятельства. Может быть, я привыкла командовать в школе и дома, так что не смогла бы просто приходить и записывать программы. Наверное, всё равно отвечала хоть за что-то.

Л: Дело в том, что Катя — очень обязательная и старается делать всё не просто правильно, но и по совести. А это — неотъемлемая черта для руководителя коллектива, чтобы отсеивать плохое. Она ответственный человек.

К: И ворчливый.

Л: Ну, это уже последствия работы. Катя, помимо прочего, курирует новеньких, а потому ей обычно приходится подстраиваться под людей, под коллектив. Так что здесь она сидит до вечера, готовится к парам, кушает, собирается и уезжает домой либо в общагу.

Сам я, пока жил в общежитии 1 б, находился здесь большую часть свободного времени. Сейчас закончил университет и здесь бываю реже.

Ж: Что в этой работе тяжелее всего?

Л: Монтаж программ!!

К: Сложности есть везде. Первая сложность в том, что здесь все работают за идею, а желание рано или поздно пропадает. Так что человека нужно мотивировать — это одна из основных задач редактора в комьюнити-радио. Можно похвалить человека или поругать, но поругать так, чтобы появилась мотивация работать…

Л: Чтобы в угол не пошёл плакать.

К: Иногда от этого испытываешь дискомфорт: кажется, что я такая курочка-наседка — реально, с каждым так носишься…Вот я серьёзно, а он ржёт!

Л: Нет, нет, так и есть, я не спорю.

К: Ещё иногда угнетает момент, что у нас с некоторыми из ребят идёт…подмена понятий. У нас на журфаке есть пары, где мы узнали, в каком формате преподносится материал. А мальчики-физики рассматривают это со стороны потребителя. Не всё так легко, как им кажется на первый взгляд, из-за чего и возникают некоторые разногласия.

Л: Первое — привыкнуть к тому, что в эфире нельзя говорить…

Ж: Матерные слова?

Л: Да нет! Ну что вы из меня сразу быдло делаете… Нельзя сначала говорить фамилию — вот что за идиотское правило! А если не звучит?

Второй момент — женщины. Это кошмар. Женщины не умеют договариваться ни друг с другом, ни с молодыми людьми. И когда мы — парни и девушки — собираемся, планёрки чаще всего увязают, как сказала Катя, в непонимании. Мы просто смотрим на вещи с двух полярных сторон.

К: Просто они думают, что всё так легко: сел в рубку, рассказал и готово!

Л: Катя сильно утрирует… Но это и плюс, что у нас биполярный коллектив: мы постепенно привыкаем и учимся общаться друг с другом.

Ещё одна проблема, которая есть в любом студенческом коллективе — это работа со студентами. Положа руку на сердце, я как выпускник физфака, который провёл множество мероприятий, могу сказать: работа со студентами — кошмарная и неблагодарная. И минус в том, что человека нельзя обязать. Говоришь, что что-то плохо — он обижается: студенты вообще очень ранимый народ. Но такая работа воспитывает в тебе терпимость.

Ж: Вы работаете вместе уже года полтора. Вам есть, за что сказать друг другу спасибо?

К: Мне ему? (смеётся) Пусть сам начнёт!

Л: Я благодарен за терпимость, за неоднократную помощь: поначалу Катя меня курировала, вела, и я до сих пор, упираясь, учусь у неё этим вашим журналистским, радийным канонам и признаю, что нужно делать это по формату. Иии… спасибо, что от нас не убежала.

К: Я могу сказать спасибо за поддержку и активность: одно дело — предложить идею, а другое — взять и сделать. Также Лёша умеет поднимать настроение: когда возникает непонимание в коллективе, он возьмёт и что-нибудь пошутит — это разряжает обстановку, что очень важно.

Текст: АЛЁНА ЛИТВИНЕНКО
Фото: АНАСТАСИЯ ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВА