Руслан Соколов
22.09.2014
«Физическое образование — потрясающая вещь, потому что меня очень сложно обмануть»

Любимое место в Академгородке — 5 общежитие, где обитает клуб «Квант»,  а любимый сериал — «Blue Mountain State» (в России известен как «Реальные парни»). В минуты жизненных трудностей наш герой говорит себе не опускать руки, вспоминая о «квантовской» шутке про армию зомби.

— Для чего нужен ОСО (объединённый совет учащихся — прим.ред.)?

— Для себя мы определили, что хотим развивать студенческую движуху в университете в самом широком понимании этого слова. Конкретно я свою задачу вижу как…не знаю, выступать в роли проводника между миром студентов и миром бюрократии так, чтобы из второго мира можно было выдавать какие-то ресурсы первому.

— Что именно уже было реализовано?

— Самый яркий пример — это радио «Кактус»: я его везде в пример привожу. А вообще, у нас на прошлой неделе была презентация студенческих организаций: половина их была создана за последние два года, непосредственно при нашем участии.

— А чем в ОСО занимаешься ты?

— Основная моя задача — координация студенческого гранта… Никто не знает, как он называется, кроме меня, потому что я за него отчитываюсь, и я же, собственно говоря, его в университет и привёл. Грант в этом году составляет 10 млн рублей ( в прошлом было 15) и тратится он полностью на поддержание деятельности студенческих объединений.

— В интервью сайту НГУ ты говорил, что не справился бы с этой работой один. Кто тебе помогает?

— Вон, Алиса сидит, помогает — она тут администратор. На её долю выпадает вся работа с бумажками, приём заявлений. Есть у нас, собственно, и сам совет, председателем которого я являюсь. Состоит он из 8 человек, которые проявляли себя в работе в других организациях: инженерный клуб, «Квант», профсоюз, спортклуб …

— Смотри, если я хочу денег для своего проекта, то могу прийти сюда и…?

—Приходишь, рассказываешь про свой проект, и мы смотрим, насколько он качественный. Вообще, есть три критерия: делает ли он, как мы привыкли говорить, мир лучше (даже в студгородке), интересно ли тебе этим заниматься (и не идёт ли это по указке сверху – бывает, что приходят засланные «казачки»), и будет ли это развивать тебя самого.

— И ты, выбирая проекты, никогда не ошибался?

— Да нет, конечно — ошибался. Все ошибаются.

— А работа в ОСО сама по себе нервная?

— Ну да (улыбается). Поначалу очень нервная была работа: я и Гаврилов (Николай Гаврилов — председатель профсоюза НГУ и наш предыдущий герой — прим.ред.) приходили сюда в одно время. Тогда со студентами особо не считались, и, так скажем, не узнавали, что им нужно. И было очень тяжело ломать эту систему. Но сейчас это уже больше в текучку перешло, и мы ищем для себя новые вызовы: чтобы постоянно развиваться, нужны новые испытания. Я думаю, что опять будет нервно.

— Слушай: работа сложная, дел невпроворот… Зачем это тебе?

— Это же классно! Хочется после себя что-то оставить и в жизни, и в университете, чтобы потом я выпустился, а какому-нибудь первокурснику будут рассказывать, что, мол, был такой чувак, который ОСО организовал…

— Почему ты не покинул НГУ после окончания университета?

— Ну, я сейчас аспирант… А НГУ не кинул потому, что у меня здесь незавершённые дела: со своего поста я, скорее всего, в феврале уйду, так что мне нужно подготовить преемника.

— А уходишь почему?

— Хватит. Старый уже (улыбается). На самом деле, по уставу у нас председателем должен быть обучающийся. Кроме того, я считаю, что возможно кто-то придёт с более свежим взглядом и лучше сделает мою работу.

Я когда-то ещё был членом клуба «Квант», и в прошлом году мы делали юбилей и общались со «стариками» — основателями клуба. Вывели такой факт: если бы они в своё время самостоятельно тянули клуб и не передавали дела молодежи, то «Квант» просуществовал бы лет пять максимум, а не 46.

— Скажи, в каком статусе лучше: студента, КВН-щика или сотрудника?

— У каждого статуса есть свои преимущества. Если ты засветился в каждом, то можешь комбинировать их сильные стороны и использовать. Но проще всего было студентом: ходишь на пары, ничего не делаешь…

— Забавно: я Николаю Гаврилову задавала примерно тот же вопрос, а он наоборот сказал, что студентом быть сложнее!

— Сложнее в плане, наверное, когнитивном: постоянно приходится думать, но при этом у тебя свободное расписание: ты можешь забить на пару, пойти по своим делам. А когда ты сотрудник, на тебе лежит большая ответственность…хоть и меньше думать надо.

— А чем тебе помогло физическое образование в твоей работе?

— Физическое образование — потрясающая вещь, потому что меня очень сложно обмануть. Когда приходят ребята и начинают вешать лапшу на уши, это сразу видно. Физфак даёт понимание, как работают любые процессы, как работают люди, механизмы, организация проектов. Может, конечно, не так тривиально, что это мне сразу факультет дал, но он, в любом случае, заложил базу. И я считаю умение это чувствовать одной из самых сильных своих черт.

Текст: АЛЁНА ЛИТВИНЕНКО

Фото: АНАСТАСИЯ ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВА