За дверью
16.09.2014
«Аудитория номер 109: гуманитарный визит»

Местонахождение: первый этаж лабораторного корпуса, левое крыло
Температура воздуха: минимальная
Wi-fi: практически отсутствует
Студенты: факультета естественных наук

— Тут много растворчиков, — снисходительно поясняют мне химики.
— Ну я же не настолько…
— Нет, в смысле, красивых растворчиков.
Тяжело вздыхаю и выискиваю в лаборатории хотя бы одно примелькнувшееся за время учёбы в НГУ лицо. Им оказывается студент третьего курса ФЕН, химик по имени Вова. Вместе со своим другом Мишей они начинают рассказывать об аудитории.
— Это лаборатория, где проходят занятия по физической химии. Берёшь, готовишь растворчики разные — в принципе, химия здесь банальная. Нужно, чтобы эти растворчики показали свои физические свойства: водопроницаемость, длину всяких волн… В общем, берёшь его, запихиваешь в любой из этих аппаратов, и он тебе по этому поводу что-нибудь скажет.
— А вам оно зачем?
— А нам оно вообще нафиг…
— А потому что химики не просто, скажем так, смешивают пробирочки, — перебивают студенты друг друга. — Они ещё и должны понимать, что там происходит. Физические процессы всякие…
— Вы часто здесь бываете?
— Раз в неделю точно. Но этого настолько достаточно…
Я оглядываюсь по сторонам: девчонки с интересом наблюдают за нашим разговором, смеются над репликами ребят, но ничего не комментируют. Спрашиваю про наличие wi-fi, памятуя о своих парах в этом крыле:
— Времени в интернете зависать нет. В основном ты посидел, посчитал какую-то физическую величину, сверил с табличной и радуешься: ой, какой я умный, у меня всё сошлось с литературными данными. То есть, я такой же умный, как дяденьки, которые это вывели.
— А расскажите мне ещё про эту штуку! — я указываю на длиннющее что-то, утыканное розетками.
— Розетки? Это розетки, — сдерживают улыбки парни.
— Нет, а зачем их так много?
— Чтобы много втыкать.
— ……………..
— Ну, зачастую нужно подключать и компьютер, и принтер, и разные…что это такое? Я не знаю, что это такое…Короче, разные приборы, — со смехом поясняют студенты.
— По сути, всё делает аппаратура, а нам просто нужно уметь с ней обращаться. И здесь она новая. На лаборатории третьего этажа всё старое и древнее. С ними ещё Сталин работал в детстве…
Заметно оживившись, ребята начитают рассказывать мне про пекр…спектрофотометр, стоящий под теми самыми розетками:
— В него вставляется вещество определённой концентрации с определённой кучей химических величин, после закрывается крышечка и…всё.
— Он начинает пропускать свет через линзы, которые регулируют длину и интенсивность волн, и вещество либо поглощает их, либо пропускает….
На несколько секунд я отключаюсь (интересно, а они вообще замечают, что заканчивают друг за друга фразы?), но улавливаю, что в итоге находится оптическая плотность, благодаря коей можно рассчитать все физические характеристики, индивидуальные для каждого вещества.
— В общем, физхимия в этом и заключается — мы, химики, должны знать физические свойства веществ, чтобы найти им применение.
— Не совсем физические типа плотности или температуры плавления, но физикохимические…
— То есть, физики про них как бы знают, но найти не могут… А мы можем, — подводит итог Вова.
Я прощаюсь с просветившими меня ребятами и прикрываю за собой дверь. В аудитории снова закипает работа — впрочем, моя голова тоже не пустует без дела: нужно решить, в какое местечко заглянуть на следующей неделе?

Текст: Алёна ЛИТВИНЕНКО

Фото: Анастасия ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВА