Мини-проекты
29.08.2014
«Здравствуй, Иссык-Куль!»

Погружённый в свои мысли, я и не заметил, как мы начали набирать скорость для взлёта. Как оказалось, этого не заметили и остальные пассажиры. Кыргызский пилот разгонялся настолько резко, что всех вдавило в сиденья. «Чёртов джигит», — воскликнул себе под нос мой дядя, сидящий на соседнем ряду. Хм, «джигит» — это слово я слышал не один раз, но не мог сказать, что оно значит. Впоследствии я прочитал в «Википедии», что это — храбрый и добрый молодец; смелый наездник. Однако когда самолёт наконец выровнялся, дядя дал мне иное объяснение: «Ну, это парни, которые, скажем так, рубят с плеча. Резкие и опасные ребята. И жуткие ******** [пофигисты]». Ну что ж, ему лучше знать, он тут одно время жил.

Взлетели. Отобедали. Почитали. Полюбовались видом из окна. Лететь из Новосибирска до Бишкека — столицы Кыргызстана — чуть больше двух часов, поэтому сильно скучать не приходилось. Особенно с джигитом за штурвалом самолёта.

Перед посадкой самолёт развернулся, да таким образом, что я оказался чуть ли не параллельно земле: не было б иллюминатора, так бы и свалился прямо на людей и машины, бегавших по земле, как муравьи. Но, как оказалось, самое страшное было впереди: на посадку наш кыргызский пилот заходил с такой скоростью, словно он не совершал регулярный рейс «Новосибирск-Бишкек», а участвовал в гонках «Формулы-1».

Несмотря на то, что посадка оказалась чрезвычайно жёсткой, все пассажиры начали судорожно хлопать в ладоши, стоило только колёсам самолёта слегка коснуться земли. Что вы, неважно, что при посадке происходит львиная доля авиакатастроф! Дождавшись практически полной остановки самолёта и демонстративно похлопав в ладоши в полном одиночестве, я приготовился к выходу.

Кстати, вам, наверное, интересно — почему я пишу Кыргызстан, когда правильно Киргизия? В самом Кыргызстане слово «Киргизия» является не очень культурным словом — это как если Россию назвать «Рашкой». А учитывая, что у меня осталась уйма положительных эмоций от поездки в эту страну, я бы не хотел её обижать.

Что ещё удивило меня в аэропорту, так это то, что практически все надписи, все рекламы, всё-всё, что можно прочитать в этой стране (ну, почти всё) написаны на двух языках — на кыргызском и на русском. И практически всё местное население знает два языка, так что проблем с общением не возникало никаких.

В аэропорту нас встречал двоюродный брат моего дяди — дядя Шамиль. Выдав нам, как он сам сказал, «завтрак чемпиона» — большой запечатанный пакет, он посадил нас в микроавтобус, который должен был отвезти на Иссык-Куль всю нашу компанию, а сам пообещал приехать через несколько дней. Не заезжая в сам Бишкек, мы отправились на озеро Иссык-Куль — жемчужину Кыргызстана, одно из самых глубоких озёр в мире с самой прозрачной, после озера Байкал, водой. В пансионате, расположенном на берегу этого озера, мне предстояло провести девять дней.

Как оказалось, кыргызские пилоты — это не самые опасные персонажи. Куда страшнее кыргызские водители. Правила дорожного движения здесь не соблюдает практически никто. Ограничение скорости? Неважно. Двойная сплошная? Ненужная формальность. Пешеходы на зебре? Пусть поторопятся, не то их задавят. Самое интересное, что местные относятся к этому вполне нормально — часто можно видеть, как кто-то несётся по встречной полосе, а автомобилисты не только не сигналят ему, но и съезжают на обочину, чтобы пропустить.

По пути мы сделали две остановки. Первую — на небольшом придорожном базарчике. Именно базар — рынков в Кыргызстане нет. Там продают огромное количество свежих и очень дешёвых фруктов. Прикупив пару дынь и арбузов, а также абрикосов и черешни, мы двинулись дальше.

Первая треть пути до Чок-Тала (курортного посёлка, в котором находился наш пансионат) — ничем не примечательная степь (хотя мне, жителю Сибири, даже это было в диковинку). Зато остальная часть пути пролегала в горах — то поднимавшийся вверх, то опускавшийся вниз серпантин. Горы то с огромными снежными шапками на свои макушках, то заросшие растительностью, то и вовсе голые, покрытые одними камнями, которые, казалось, вот-вот начнут падать вниз, уничтожая всё на своём пути. Да, ничто не разрушало величественной тишины гор, кроме, разве что, местных водителей.

Без рук человека, конечно же, не обошлось и здесь. Наиболее яркий пример — это реклама на горах. Как мне рассказали, делается это достаточно просто — берутся камни, красятся в нужные цвета и вручную раскладываются в нужное слово, узор или картинку. Самое красивое «горное изображение», по мнению нашего водителя, — это флаг Кыргызстана. Выглядело и вправду неплохо. И уж точно получше, чем большинство «горных реклам» — выложенные белым камнем интернет-адреса.

Вторая наша остановка была в каком-то кафе — заведение с местными блюдами, прекрасным видом из окон и огромными порциями. Кстати, об огромных порциях — здесь, в Кыргызстане, они настолько велики, что съесть салат, первое и второе — непосильная задача для большинства людей. Нет, это возможно, однако после такого обеда вам решительно не захочется ничего делать.

Отобедав, мы выдвинулись дальше, и уже через полтора часа были на месте. Путь в 265 километров мы преодолели примерно за четыре часа, так что в пансионате оказались уже вечером. Открыв «завтрак чемпиона», мы обнаружили две бутылки коньяка, коробку шоколада, пару лимонов и сыр. Немного «позавтракав», пошли посмотреть на ночной Иссык-Куль.На берегу озера, в окружении гор и звёздного неба, было чувство особого умиротворения. И ничто не нарушало этой идиллии — кроме, разве что, «О, боже, какой мужчина!», доносившейся с местной дискотеки.

Ну что ж, Иссык-Куль, здравствуй!

Подготовил Вячеслав Варфоломеев