Александр Шелковников, экономический факультет
09.06.2014
«Я первый экономист среди клоунов и первый клоун среди экономистов»

В детстве Александр хотел стать моряком, его любимое место в студгородке – общежитие №7 и спортивный комплекс, любимые книги – «Мертвые души» Гоголя и книги друга – барда, поэта и прозаика Николая Шипилова.Жизненные кредо были разные: в детстве – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», а когда стал работать в цирке – «Дорога – это жизнь!» (в связи с гастролями) и «Все суета сует и томление духа» (Экклезиаст).

В жизни Александра Николаевича было много неожиданных поворотов: школьник с разносторонними интересами и увлечениями из бурятского села попадает в Академгородок после победы на олимпиаде по математике, учится в Физико-математической школе, потом — на Экономическом факультете НГУ. Во время работы над кандидатской диссертацией он видит в газете объявление о наборе в цирковую студию Юрия Никулина, решает испытать себя, и его жизнь опять круто меняется. Сегодня Александр Шелковников – заслуженный артист России, директор Калужского областного центра народного творчества, а за плечами у него — годы гастролей по всему миру, работа в цирке с Юрием Никулиным и даже небольшая роль в знаменитом фильме «Покровские ворота».

– Летом 1969 года я попал в летнюю физмат школу в Академгородке, первое впечатление было – попал на другую планету! Но учиться захотел не сразу, потому что не было ясно, чем вообще хотелось заниматься – море, театр, кино, наука. Очень хотелось чего-то нового! Экономический факультет сам выбрал меня — победителя математических олимпиад — с экзаменами справился, только сочинение давалось с трудом…

– Если говорить об интересных случаях из студенческой и общежитской жизни, то это — вся ежесекундная жизнь. Всем известно, что студенческий быт очень тяжел, но я удивлял своих друзей тем, что в любое время дня и ночи находил, чем их угостить, накормить и напоить. Многие – те, кто не жил в общежитии – удивлялись, как в маленькой комнате на семь квадратных метров могли переночевать 10-12 человек.

— А сейчас студенты живут уже не так?

– Вместе с учебой много времени отнимала общественная деятельность. Клуб «Максимин» был создан до того, как я поступил, а впервые мы встретились с его создателями на первом курсе. Мы пришли на заседание клуба и почти сразу ушли – показалось, что мы и сами с усами.
Но через некоторое время КВН с университетского уровня стал выходить на областной, потребовалась общая команда, и мы вернулись. Появилась сборная НГУ в составе квантовцев и максиминовцев. Дальше – больше: старшие товарищи ушли, и на наши плечи свалилась вся ответственность за «Максимин». Ушел первый президент, Александр Шапошников, и народ уполномочил меня быть таковым.
Первой акцией клуба стала стенгазета «Нонче в семерке», обнаружились и пишущие, и рисующие. Дальше началась эпопея наших мюзиклов-сказок: «Буратино», «Золушка», «Золушка-2»… В этот период я приобретал навыки режиссера, сценариста, балетмейстера, сценографа и актера. Стали появляться маленькие этюды-пантомимы – так я реализовывал свою тайную мечту о клоунаде.

– Практически каждое событие в Академгородке было шедевром! Это неудивительно, ведь здесь собрались все творческие силы Сибири и Дальнего Востока, все самое новое и передовое. Я уверен, что и нынешнее поколение такое же!
Помимо «Максимина» я активно занимался спортом: был членом сборной НГУ по легкой атлетике, играл в театре НГУ, танцевал в ансамбле «Молодость», работал в клубе «Терпсихора» – учиться некогда. Все это совмещать было интересно и сложно, основным показателем стала сессия. Многие экзамены приходилось переносить, а на пересдачах бывали и хорошие оценки.
Тема моей диссертации была такая же, как и у чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова: «Проблема свободного времени у молодежи и студентов». За тот период, что я успел позаниматься ей, я понял, что такой проблемы в СССР нет.

– Выбрать между наукой и клоунадой было несложно: занимаясь художественной самодеятельностью и поступив в студию при цирке на Цветном бульваре, я убедился, что это – моя жизнь. Моим путеводителем был клоун Леонид Енгибаров, в пятом классе я увидел его в фильме «Путь на арену», а в жизни так и не встретились.
Спасибо руководству НГУ, меня отпустили с радостью и с большими надеждами на мой успех! Только отец был против, но и эта проблема решилась со временем. Поступить к Никулину было несложно: я готовился и очень помогла творческая жизнь и работа в университете.
Особенно комиссии понравился мой номер «Свистунец», который появился в студенческой агитбригаде. Я показывал его на всех трех турах, понравился он и Юрию Никулину. С ним мы работали целый год в программе «Московскому цирку – 100». После того, как Никулин стал директором цирка на Цветном бульваре, он пригласил нас на Праздник крыши для строителей нового циркового здания, мы с двумя моими партнерами стали первыми клоунами, кто стал в этом здании работать.
Репертуар клоунской труппы (в цирковом мире она запомнилась как «Шелковниковы»), которой я руководил, формировался долго и регулярно обновлялся, но самыми любимыми номерами стали «Ведра», «Балет», «Больные» и «Иллюзионные штуки».
Я работал не только на манеже, но и в раусе – на козырьке над входом, откуда кричат зазывалы. Режиссер «Покровских ворот» Михаил Козаков дружил с Никулиным, часто приходил на представления и увидел это, а когда снимал фильм, вспомнил про нас, решил включить в фильм. К моему сожалению, я в этом фильме в другом костюме, и нас разбавили массовкой. Эпизод со мной стал началом второй серии фильма. Мороз был – 42! Но за такую небольшую роль я получил по тем временам огромные деньги – аж 70 рублей!

– Знания, полученные в университете, помогают мне всегда – системный анализ, программирование и моделирование любого процесса и события. Многие предметы я стал понимать только работая в цирке.
К своему великому сожалению, я редко бываю в Новосибирске и в Академгородке, крайний (чтобы не говорить «последний») раз был здесь на гастролях в 2005 году. К моей радости я обнаружил, что ничего в Академе не изменилось – разве что в университете появилось много новых факультетов, может, и ментальность у студентов другая. Дух этого места, его биополе сохраняет старшее поколение, педагоги. Приятно, что среди них теперь много моих однокурсников – уже профессоров.

– Первый город, где мы начали гастролировать – Ижевск. Всего в моей гастрольной жизни было несколько тысяч городов в 29 странах. Для меня лучше России страны, конечно, нет и не будет, но очень близкой стала Германия – почти восемь лет там гастролировал, а город в мире, из которого не хотелось уезжать – Алма-Ата.
Дорога – это моя жизнь, а мой дом там, где я. А если быть более точным, то правой ногой я опираюсь на родину – Баргузин и Бурятию, левой – на Калугу, где живу сейчас, а прижимаюсь и обнимаю руками Академгородок и Москву!

Текст: Анна ЖУКОВА
Фото: предоставлены героем