Лидия Николаевна — директор музея истории НГУ, доцент кафедры истории России. За 20 лет работы в музее провела около трехсот выставок, не слишком любит Новосибирск из-за его суеты, и уверена, что все дороги в Академгородке все равно ведут в НГУ.
– Как вы считаете, серьезна ли для университета дата в 55 лет?
– Если НГУ сравнивать с московскими, питерскими и, тем более, с европейскими учебными заведениями, то дата конечно небольшая. Но для такого маленького университета как наш – эта дата серьезная. У НГУ всегда была особая миссия – готовить кадры для Академии наук. В 1957 году Лаврентьев озвучил формулу Сибирского отделения РАН: «Наука. Кадры. Производство». В этом «треугольнике Лаврентьева» НГУ и должен был отвечать за кадры. Судя по статистике, 70% всех сотрудников СО РАН – это выпускники НГУ. Поэтому можно сказать, что за эти 55 лет сделано много, но еще есть куда стремиться и развиваться.
– Какова главная задача музея в университете?
– Как известно без истории нет будущего, поэтому главная задача музея — это знакомство с историей вуза, изучение, сохранение материалов по истории его создания и развития. Очень важно не забывать историю университета и хранить те традиции, которые были когда-то.
– В чем особенность музея в НГУ?
– Музей у нас такой же молодой, как и университет. И, наверное, такой же небольшой. До постройки новых общежитий место для хранения экспонатов было очень маленькое, но не так давно нам выдали новое помещение. Растет университет, растем и мы.
Сейчас в фондах музея находится несколько тысяч экспонатов, из которых большинство — фотоматериалы. Мы собираем не только «официальные» фотографии, но и те, которые были сделаны самими студентами. Благодаря цифровым возможностям, мы пытаемся отсканировать и перевести каждый экспонат в онлайн, на сайт музея. Да, наши возможности несравнимы с каким-нибудь государственным музеем, но и мы стараемся бережно сохранить каждый предмет.
– Вы провели несколько сотен выставок в музее, можете вспомнить самую первую?
– Одной из первых была выставка «Сибирская культура – связь времен» в мае 1995 года, которую организовал гуманитарный факультет. Она была посвящена археологии. Помню, как скелет лежал в этом зале, и даже песок с Обского моря приносили (смеется), были еще выставлены произведения сибирского художника Андрея Ханова.
Сейчас, правда, акцент переместился в основном на знакомство с историей университета, и выставок мы проводим сравнительно меньше.
– Тогда в каком случае сегодня появляются выставки?
– Большинство из них приурочено к определенным датам: юбилей факультета, дата полета в космос Юрия Гагарина и так далее. Но у студентов всегда есть возможность прийти ко мне и рассказать о своих работах, тем более их можно легко приносить в цифровом варианте. Раньше же как было: придет студент, принесет с собой штук пять своих огромных полотен (а некоторые из них были до полутора метров в длину), чтобы я их посмотрела… Сейчас все стало несколько проще.
А вообще мне очень приятно осознавать, что часть людей, которые сейчас стали известными фотографами, художниками, начинали с выставки в музее НГУ. Например, Диана Гаязова (художник-иллюстратор, дизайнер) или Антон Уницын (член союза фотохудожников России, преподаватель курса «Фотожурналистика» в НГУ) одни из первых своих выставок провели именно у нас.
– Расскажите, пожалуйста, о принципах попадания экспонатов в музей
– Мы практически все берем, особенно, если принесенная вещь так или иначе касается истории университета. Быть может, не все в итоге ставится на учет, но мы стараемся брать по максимуму. Это могут быть кубки, старые знамена… К примеру такое (разворачивает старое знамя ГГФ, третье фото). Многие считают, что у них есть хорошие экспонаты, и слава Богу, что так считают! Люди приходят, видят, как мы все аккуратно храним и отдают нам, понимая, что здесь все-таки сохранится лучше, чем в другом месте.
– А как происходит поиск нужного экспоната?
– Существует такая вещь, как планирование. Если мы знаем, например, что скоро будет какая-нибудь юбилейная дата, скажем, юбилей факультета, и готовится выставка, посвященная этому событию, мы смотрим, какие экспонаты у нас уже есть, и, если чего-то не хватает по определенной тематике, начинаем искать. Идем на факультеты, интересуемся, есть ли у них что-то памятное, что может пригодиться нам. В общем, это обычная музейная работа.
– Помимо музейной деятельности вы еще чем-нибудь занимаетесь в университете?
– Я сотрудник кафедры истории России ГФ, веду семинарские занятия на экономическом факультете и математическом, читаю также спецкурс.
– Как же вам удается совмещать такой объем работы?
– Я начала преподавать сразу после окончания университета в 1982 году и 11 лет проработала в высшем колледже информатики. Преподавала историю, полгода немецкий язык и даже нечто вроде курса истории культуры … (смеется). Гуманитарии — достаточно универсальные люди. Если надо, то они могут все очень быстро освоить.
– Работа в музее способна раскрыть в человеке такие качества как любознательность, интерес к истории?
– Мне кажется, что не совсем… Это, на мой взгляд, изначально обязательные качества для музейного работника, нелюбознательный здесь работать явно не будет.
Тем более в этой профессии всегда приходится придумывать что-то новое. Вот мы, например, активно работаем над созданием виртуального музея истории НГУ и одна из наших главных задач сегодня — это сделать так, чтобы информация о музее распространилась как можно дальше и шире, чтобы посещаемость сайта музея была высокой всегда, а не только в период новогодних каникул, когда у людей появляется время на ностальгию.
– За что вы благодарны университету?
– Недаром говорят, что университет учит думать и отвечать за то, что ты делаешь. Я не знаю, кем бы была, если бы не поступила в НГУ, поэтому университету я искренне благодарна за все.
Текст: Владимир ЧУБАРОВ
Фото: Екатерина РУДЕНКО