Екатерина Павловна Яблокова, факультет естественных наук
21.05.2014
«Для того, чтобы приобрести навык видения общей картины мира, необходимо гуманитарное образование»

Любимая книга Екатерины Павловны – сборник «Темные Аллеи» Бунина. Лучшим местом в Академгородке считает небольшой скверик перед Домом Ученых, а в детстве хотела стать химиком.

«В Новосибирске лаборатория Intel видит миссию современного образования не только в том, чтобы обучать студентов востребованным технологиям сегодняшнего дня, но и в предугадывании и даже формировании новой реальности и подготовке к ней молодых людей». Эта самая «лаборатория новой реальности» находится в цоколе общежития 1Б. В ней непрерывно идет работа над тем, чтобы студенты почувствовали реальность сегодняшнего дня и были как можно ближе к ней. Мы поговорили с заведующей лабораторией – кандидатом химических наук Екатериной Павловной Яблоковой.

– Стоит начать с того, как я попала в НГУ. Дело в том, что я девочка провинциальная, и жила в городе, который сейчас в Казахстане. Уже тогда была замечательная традиция, когда студенты НГУ приезжали в провинциальные города и проводили там различные олимпиады. Так получилось, что я стала победителем такой олимпиады, по химии и прошла на всесоюзную олимпиаду. Там, правда, не победила, но зато зарядилась драйвом и поехала поступать в НГУ, прямо вслед за этими вот замечательными студентами. При поступлении на ФЕН я сдавала два экзамена – две математики, а замечательные ребята- студенты, проводившие олимпиаду были настолько замечательными, что, будучи третьекурсниками, они и помогали мне готовиться к вступительным экзаменами, и я поступила, сдав оба экзамена на пятерки (у меня была золотая медаль). Я до сих пор не теряю связи с этими людьми, показавшими мне, какой он – студент НГУ.

– Что изменилось в вашей жизни с поступлением в университет?

– Я думаю, что с поступлением в университет у всех в жизни меняется примерно одно и то же. В школе большинство из нас еще дети. А в университете ты вдруг резко попадаешь во взрослую жизнь, особенно если живешь в общежитии. Без слез – по крайней мере у меня – в первом семестре не обошлось. Общежитие – это не дом и приспособиться «домашним» ребятам довольно сложно.
Но учиться было очень интересно. У нас были замечательные преподаватели. Я до сих пор помню преподавателей по неорганической и органической химии, физике. Я до сих пор встречаю нашего преподавателя по практикуму на первом курсе, это чудесный специалист и совершенно замечательный человек. Мы с ней здороваемся и говорим о жизни.
У нас были очень интересные ребята на курсе, и многие из них весьма успешны по современным меркам. Мы курсом до сих пор встречаемся, а с некоторыми и каждый день в чате, хотя нас разделяют многие тысячи километров.

– А от чего вы больше всего оберегали себя?

– Наверное, от того, чтобы вся вот это студенческая жизнь не завертела, и чтобы в итоге никак не накуролесить с учебой, потому что возможностей сделать это была масса.

– То есть, в приоритете была учеба?

– Ну, скажем так, на паритетных основаниях со всей остальной жизнью, которая на самом деле была тоже очень насыщенная. У меня было много всяких друзей и с других курсов, в основном почему-то со старших, и с других факультетов. Учеба ведь это не только книжки, конспекты, библиотека. Это в первую очередь социализация, общение с разными людьми, умение идти на контакт. В этом смысле я свое студенчество реализовала на сто процентов.
Интересное время было, когда мы выпускали факультетскую газету, а редактор «Университетской жизни» Таня Ткачева, была с экономического факультета, тоже из нашей компании. Но это – отдельная история. Тогда ведь не было цифровых технологий, тогда мы печатали статьи, вырезали множество фотографий, каких-то цитат, все это размещали на огромном полотне, и по ночам, расстелив в холле общежития, монтировали. УЖ тогда была тоже стенгазетой и занимала пространство в холле НГУ, под теперешнем витражом. Факультетская газета была, естественно, поменьше, но, тем не менее, мы очень старались, много времени тратили, и нам это было интересно.

– Если говорить о студентах того времени в целом, как они свои приоритеты расставляли?

– Это все зависело от конкретных студентов, от той компании, в которую ты попал, и немного от факультета. Сейчас объясню почему: вот мы, химики, априори трудолюбивый народ. Уже на втором курсе мы шли в исследовательские институты, что-то там синтезировали. Физики тоже были довольно нагружены учебой, у них тоже было много практики. А вот моя экономическая компания, это совсем другая песня, они были «свободные люди». Они вообще часто не ходили на занятия – или этих занятий у них было много меньше, чем у нас, но зато у них была чрезвычайно интересная жизнь помимо учебы. Так что, приоритеты у всех были разные…

– Расскажите о своей профессиональной деятельности. Как учеба переросла в карьеру?

– Вообще, у меня в жизни есть три вещи, которыми я могу гордиться. Это мое образование; это то, что я делала диплом у Валентина Афанасьевича Коптюга; и то, что мои дети тоже закончили НГУ, и причем весьма успешно.
Валентин Афанасьевич Коптюг сильно повлиял на формирование моего мировоззрения и мою дальнейшую деятельность. Очень, очень многогранный человек, и то, что я со второго курса работала в его лаборатории и встречалась с ним довольно часто – этим реально стоит гордиться. Это важно для моей жизни.

– А как вы, химик, попали в сферу информационных технологий?

– Дело в том, что когда я заканчивала диплом, и Валентин Афанасьевич спрашивал меня, чем я хочу заниматься дальше, я ответила ему, что хочу заниматься компьютерными поисковыми системами и базами данных по химии. Он сказал, что, к сожалению, это направление будет формироваться в институте органической химии, но через некоторое время. Но он тоже считает, что это будет очень востребовано. И поэтому мои пути с этим институтом органической химии как-то разошлись, но мне было интересно то, что связано с компьютерными технологиями в химии. К тому же, в своей диссертации я уже очень широко использовала те программные и вычислительные средства, которые были доступны в тот момент, так что я считала, что без этого уже невозможно. И так вот я постепенно дрейфовала-дрейфовала, и додрейфовала до чисто компьютерных технологий, потому что наша лаборатория к химии уже не имеет никакого отношения.

– Можете предположить, какой навык студентам необходимо в себе развить, чтобы было проще учиться, да и вообще по жизни?

– Вы знаете, я думаю, что нельзя сказать однозначно для всех студентов. И даже не потому, что каждый человек индивидуален и у каждого свои способности. Дело в том, что университет долгое время готовил исследователей. А сейчас время меняется, и в чистом виде исследователей, я думаю, сейчас требуется не так уж много. Каждый исследователь должен понимать, для чего он что-то синтезирует или создает прототип какого-то нового устройства, прибора, какое место его исследование займет в общей тенденции, в общем развитии. Потому что делать все просто так, ради интереса, синтезировать какое-то миллиардное соединение только для того, чтобы синтезировать… Ну, кому-то может быть это интересно. Но мне бы хотелось, чтобы это миллиардное соединение занимало какую-то важную нишу в общей картине мира, и исследователь знал, какое место предназначается его научному детищу.
А для того, чтобы приобрести навык видения общей картины мира, необходимо гуманитарное образование. И оно помогает сформировать то самое общее видение мира, и общие мировоззренческие вещи.

Текст: Иван ПИЛЯКИН
Фото: Анастасия ШЛЕЕ